ДомойСтиль жизниСовременное здоровьеКак подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе

Август как всегда летит, стремительно приближая начало учебного года. Это очень интересное время для будущих первоклассников и их родителей, море новых впечатлений! Я расскажу, как подготовить ребенка, чтобы его адаптация в школе прошла максимально быстро и гладко.


Разный старт

В современной России у всех детей отличается бэкграунд. Большинство посещали детский сад, другие ходили в кружки, а остальные и вовсе сидели дома с родителями.

Безусловно, первым будет проще всего привыкнуть к школе: давно встают ранним утром, налажен режим дня, и главное — уже прошли этап социализации в детском саду, привыкли к учебным занятиям, командным играм и мероприятиям.

Малыши, занимающиеся в кружках, тоже уверенно чувствуют себя в обществе. Умеют представляться, заводить друзей и спокойно сидеть на занятиях. У них даже есть возможность встретить коллег по секции в своем или параллельном классе, что точно предаст уверенности в первые дни.

«Домашние» дети в течение 6–8 лет жизни тоже общались, гуляли со сверстниками, могут увидеть на перемене знакомых с площадки. Но как бы не опекали их родители, как бы не занимались дома, ребята все равно будут немного грустить, смотря, как товарищи по детскому саду болтают о своем.

Сложности первых школьных будней

Период адаптации в школе длится от одного до трех месяцев. В конце концов все перезнакомятся, ситуация выровняется, но по началу будет нелегко. Укорят и облегчат процесс игры, симулирующие проблемную ситуацию, найти их можно в книгах и лекциях у психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер.


Малыши, которые все раннее детство провели с осознанными и относительно свободными родителями, — скорее всего, подготовлены даже лучше остальных. Остается лишь объяснить ребятам, что их ожидает в школе и научить правильно реагировать на окружающий мир.

У большинства все проходит спокойно, но есть исключения. В период адаптации в школе дети могут:

— перестать есть;

— быстрее утомляться;

— начать коверкать слова;

— откатиться назад в своих увлечениях;

— могут чаще болеть, если был энурез, он может возобновиться.

Как помочь самостоятельно

Когда вы заметили, что ребенок замкнулся в себе, стал тревожится по пустякам, стоит сперва попробовать справиться самостоятельно, выполнив следующие пункты.

Обсудите планы на будущее. Малыш растет, все вокруг советуют ему радоваться детству, возможно, он и сам боится становиться старше. Не удивляйтесь, если вдруг перед школой возьмет старые игрушки, книжки, или будет нарочно изменять голос. Скажите, что вы его любите, для вас он всегда маленький, но жизнь идет вперед, и дальше — только интереснее.

Привейте уважение к учителю. Если у вас маленький проказник, то вы облегчите свою жизнь, повысив авторитет учителя. Объясняйте его поведение, что он — тоже человек, со своим характером и потребностями. Даже если вам не нравится, например, классный руководитель, постарайтесь не осуждать его, сначала побеседуйте лично, возможно, вы придете к взаимопониманию.

Никогда не перегружайте. Все родители считают, что их ребенок лучший — и это прекрасно. Зачем доказывать что-то всем вокруг, нагружая его, помимо обычной школы музыкальной, а также языковыми и спортивными секциями. Да, можно попробовать все совмещать, ведь таким образом легче понять, что по душе, куда уходит больше всего энтузиазма, но при условии, что ваш маленький гений не против и уже адаптировался в школе.

Помогайте, но учите самостоятельности. Шутки про родителей, выводящих буквы в прописях, уже не кажутся смешными. Но кто же признается в этом открыто, вдруг его ребенок один такой «ленивый»? Спросите у остальных родителей, как их дети справляются с заданиями, побеседуйте с педагогом, возможно, задания действительно слишком сложные. Старайтесь учить своего первоклассника самостоятельности, подстегивая интерес к учебе, но никогда не сравнивайте с другими детьми.


Соблюдайте режим дня, баланс труда и отдыха. Чтобы с легкостью справляться с задачами, нужно выспаться, поесть и отдохнуть. Не подряд, конечно, но об основных потребностях забывать не стоит. Дети не осознают, что сладкого хочется потому, что они не выспались и устали, — а им требуется 10 часов сна в день! Показывайте пример, занимаясь спортом, ложась спать и принимая пищу в одинаковое время.

Составляйте полноценный рацион. Да, сила привычки велика, вполне вероятно, что еду в столовой ребенок есть не будет, если любит другое. В таком случае давайте ему с собой контейнеры, но перед этим обязательно объясните, что это нормально, главное, чтобы его питание было полноценным, тогда и заниматься будет легче.

Чередуйте занятия с физической нагрузкой. В этом пункте речь не об известной поговорке «отдых — это смена вида деятельности», — нет. А о том, что дети, регулярно занимающиеся спортом, увереннее в себе, они меньше болеют и лучше учатся. Пусть ребенок прогуляется или поиграет со сверстниками после уроков, а уже после этого садится за домашнюю работу.

Обсуждайте школу. Это один из важнейших пунктов: спрашивайте и слушайте, что рассказывает ваш первоклассник, затем анализируйте, подобно психологу. Таким образом вы формируете дома доверительную среду, узнаете, что тревожит ребенка, как ведет себя учитель, что делают другие дети. Вы развиваете у него аналитический подход и умение рассказывать. Чтобы не вмешиваться напрямую, попробуйте поделиться своей историей, поверьте, вывод будет сделан верный.

Принимайте участите в мероприятиях. Мало, кто из родителей любит собрания в школах, где обсуждаются чужие дети, мероприятия, на которые требуются деньги из семейного бюджета — ремонты, Дни рождения и праздники. Но если вы не будете в этом участвовать, поддерживать связь с классным руководителем и родителями одноклассников, то последствия скажутся на ребенке. К тому же, у вас есть шанс отстоять правильные решения, например, посещение музея, — что выгоднее, чем вести ребенка самостоятельно.

Первый триместр не заладился? Беседы с ребенком, учителями и другими родителями не дают положительного результата? Определите, в чем проблема — в восприятии ребенка или в самой школе. В первом случае отведите сына или дочь к специалисту: педиатру, дефектологу, логопеду, неврологу или психологу, — врач поможет выявить и устранить причину. Во втором, крайнем случае, — смените учебное учреждение. Школа — большой этап в жизни человека, о котором он будет вспоминать всю жизнь, важно, чтобы это время было счастливым.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Ирина Добрецова «Современное здоровье»

Фото предоставлены журналом «Современное здоровье»

Ирина Добрецоваhttps://sovzdrav.ru/persona/glavnyj-redaktor
Главный редактор журнала «Современное здоровье» Кандидат медицинских наук, руководитель Центра формирования здорового образа жизни, врач-педиатр, нефролог с семнадцатилетним стажем. Постоянный эксперт в передачах о здоровье на Первом канале, телеканалах «Россия 1», «ТВ-360», «Москва 24», ТВЦ, РЕН ТВ.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Мы в соцсетях

      

Новости