Домой Стиль жизни Собачья жизнь Мухтар: овчарка, покорившая сердца почти 30 миллионов зрителей

Мухтар: овчарка, покорившая сердца почти 30 миллионов зрителей

О том, как снимался легендарный фильм «Ко мне, Мухтар!»


В 1960 году в журнале «Новый мир» выходит повесть писателя Израиля Меттера «Мухтар». В ее основе — история жизни милицейской собаки. Руководству Мосфильма идея книги понравилась, и на ее основе было решено сделать фильм. Сценаристом выступил сам автор. В январе 1964 года картину «Ко мне, Мухтар» запустили в производство, и уже спустя год она вышла на экраны.

Как клоун стал милиционером

На роль младшего лейтенанта Глазычева — милиционера, проводника собаки, режиссер Семён Туманов он пригласил Юрия Никулина. К тому времени у всенародно любимого клоуна уже был немалый опыт работы в кино. Юрий Владимирович (кстати, заядлый собачник) сразу принял предложение. Для того чтобы вжиться в роль, актер вставал рано утром, надевал милицейскую форму, полушубок и отправлялся в питомник московского уголовного розыска. Там он кормил и выгуливал собак. После этого актер уезжал в цирк (шли школьные зимние каникулы) и, отработав три спектакля, снова возвращался в питомник. Так продолжалась более двух недель.

В напарники Никулину Министерство внутренних дел СССР отрядило двух настоящих служебно-розыскных собак. Урал и Байкал должны были поочерёдно работать в кадре. Был еще и молодой дублер, щенка приобрели за четыре месяца до начала съёмок.

Ветродув против овчарок

Режиссеру казалось, что он все хорошо подумал, но буквально в первый же съемочный день возникла серьезная проблема с одним из главных героев, и едва начавшуюся  работу пришлось остановить.

В первый день должна была сниматься одна из ключевых сцен всего фильма. Собака вместе со своим проводником идёт по следу рецидивиста, убившего колхозного сторожа. Следы бандита постоянно заметает метель. Здесь-то и возникла проблема. Чтобы создать эффект сильного ветра, на съемочную площадку привезли огромный ветродув — установку на основе самолетного двигателя. Но как только агрегат запускали на полную мощность, собаки переставали работать. Попытки приучить четвероногих актеров к шуму успехом не увенчались. Директор картины предложил отказаться от метели, но режиссёр стоял на своем. Ситуация принимала угрожающий характер, так как один день простоя съемочной группы обходился киностудии в 3000 рублей! Сумма по тем временам огромная.

Кадр из фильма

На пятый день мучений кто-то вспомнил о письме, пришедшем на Мосфильм из Киева. Обычный инженер-сантехник Михаил Длигач, впечатлённый повестью о Мухтаре, написал свой вариант сценария и прислал его киношникам. Сценарий оказался непрофессиональным, поэтому тогда автору послания не ответили. А еще в письме Длигач рассказывал о своей собаке породы восточно-европейская овчарка по кличке Дейк. Он был убежден, что его пес сможет легко исполнить главную роль. Оказавшись в безвыходном положении, режиссер решил попробовать привлечь неудавшегося сценариста и его пса к работе над фильмом. Рискованный план сработал. Дейк с первого же дубля прошел мимо ревущего ветродуя. Он чётко выполнял все команды, ходил по следу. В плане актёрского мастерства Дейк оказался самым талантливым из всей четвёрки собак и поэтому впоследствии использовался в самых сложных эпизодах.

О травмах и прочих неприятностях

Почти все летние сцены снимались в школе служебного собаководства МВД в Ростове-на-Дону. По сюжету в финале картины Мухтар, получив тяжёлое ранение, должен был выглядеть на экране особенно несчастным. Для того, чтобы пес в кадре убедительно хромал, к его задней лапе привязали маленький кусочек твёрдой проволоки. При ходьбе она не травмировала, но сильно мешала, поэтому пес припадал на ногу. Шерсть взъерошили и зафиксировали сладким сиропом.  

Справедливости ради нужно сказать, что на съемках доставалось не только четвероногим. По сценарию Лев Дуров, игравший вора, при задержании должен был активно сопротивляться Мухтару. Впоследствии он сильно жалел, что отнесся к этой сцене несерьёзно. Пес за секунду разорвал защитный рукав и если бы не хозяин, то дело могло кончиться плохо.  

Кадр из фильма

Спустя год после начала съемок фильм вышел на экраны страны. Успех превзошел все ожидания. В Советском Союзе картину посмотрели 29,6 миллионов зрителей. Правда, многим эта история казалось неправдоподобной: мол, таких «умных» собак не бывает. На самом деле жизнь как всегда оказалась интересней экранизированного сценария.  

Героический прототип

Прототипом киношного Мухтара был милицейский пес по кличке Султан. Вместе со своим хозяином Петром Бушминым он поступил на службу в ленинградский уголовный розыск в 1939 году. Самые сложные годы их совместной работы пришлись на время блокады. В осажденном городе оставалось пять собак и столько же кинологов. Голодные и изможденные, они продолжали нести службу, расследовали грабежи, ловили диверсантов. Все собаки пережили эти страшные испытания. А вот хозяев осталось только трое, потому что люди делились со своими верными сослуживцами последним куском хлеба.

Кадр из фильма

За десять лет своей работы в ленинградском уголовном розыске Султан участвовал в пяти тысячах операций, задержал более тысячи преступников. В 1949 году заслуженный пес был списан со службы. Как и его прототип Мухтар, свою старость он провел сначала в родном питомнике, а потом дома у своего проводника.

Автор книги и сценария Израиль Меттер первый, самый тяжелый блокадный год тоже был в Ленинграде. Он работал на радио. Но с Султаном писатель познакомился позже. В музее истории отечественной милиции, была организована экспозиция, посвященная работе милицейских кинологов. Там и встретились писатель Израиль Меттер и бывший хозяин Султана, майор запаса Пётр Бушмин. В процессе написания сценария ветеран много рассказывал о служебных собак. Он придавал им характерные человеческие черты поведения, такие, как ревность или обида. «В судьбе этого пса я увидел нечто человеческое» — напишет потом Меттер.

 «Ко мне, Мухтар!» — стал первым отечественным фильмом, рассказывающим о работе и взаимоотношениях кинолога и собаки. Именно он положил основу жанра криминальных фильмов и сериалов с участием розыскных собак, так полюбившихся современному зрителю.

Григорий Манёв
Григорий Манёв
Автор и ведущий многочисленных телевизионных проектов, посвященных домашним животным. Среди них: «Планета собак» на телеканалах «Моя планета» и Россия 1; «Хочу собаку» на телеканале Карусель; «Домашние животные с Григорием Манёвым» на телеканале ОТР; Ютуб канал «Живое Ти Ви».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Новости