4 и 5 апреля в театре «У Никитских ворот» пройдут премьерные показы Платоновской пьесы «Голос отца».
Пьеса «Голос отца» была впервые опубликована в ташкентском журнале «Звезда Востока» в 1967 г., но до того долго ходила по Москве в виде «самиздата».
Суть пьесы состоит в разрушении памяти и связи с предками, с теми, кто создавал этот мир. Без уважения к прошлому, нет настоящего. Через память об отце главный герой налаживает сокровенные связи с тем миром, который хочет сделать своим, но неожиданно приходит человек с ломиком и разрушает эту связь с предками, превращая людей в «манкуртов», потерявших исторические корни.
Если это экстраполировать на нашу жизнь – то на месте кладбища должен появиться парк с дискотеками, с «голыми вечеринками»…. Увы, но у нас таких прецедентов множество и по сей день. И это олицетворяет портрет того самого потребительского общества, к которому мы идем.
А великий Платонов предупреждает нас об опасности пустотного существования. И в этом актуальность этой пьесы.
В основе этого и других рассказов Платонова лежит мысль о продолжении жизни после смерти и необходимости людям помнить об этом и подниматься над суетой, становясь частью вечного, вселенского. Даже самые обычные проявления жизни Платонов воспринимал как таинственные и непостижимые, преклоняясь перед явлениями природы и изъявлением человека. Сокровенное приобретает планетарный масштаб, а идеализм и материализм сливаются в гармонию. Жизнь в понимании писателя перетекает в сон, а реальность оказывается мнимостью, и это является доказательством того, что искусство – это фантом картин и впечатлений.
Марк Розовский – первый из советских режиссеров, решившихся н театральный эксперимент – Платонов на сцене. Сатирическая комедия «Город Градов» в 1996 году была поставлена Марком Григорьевичем актерами студии МГУ «Наш дом». А потом долгие годы Розовский дружил с вдовой писателя и с его дочерью.
Марк Розовский:
Будучи прежде всего театральным человеком, я испытал сильнейшее желание поставить Платонова на сцене, хотя понимал, что проза Платонова мне не поддастся, если не сумею передать в сценической игре главное – то что меня восхитило, как читателя – это стилеобразующее единение поэтики Платонова с его мировоззрением. Для Платонова на театральной сцене требуется создание особой атмосферы и действия в параллель авторскому слову. Нужен зрелищный контрапункт, который бы не иллюстрировал звучащий из-за кулис повествовательный текст, а задавал дополнительный образ, всем своим смыслом соответствующий стилю и содержанию словесного массива.