К очередному, 225-ому, юбилею Александра Сергеевича Пушкина большинство московских театров выпустили спектакли по его произведениям. Но поскольку день рождения Пушкина 6 июня, большинство премьер пришлось на конец театрального сезона и начало каникул. Но теперь, когда новый сезон и новый учебный год уже стартовал, самое время планировать походы в театр на бессмертную классику.
Дубровский («Сатирикон», реж. Яковз Ломкин)
Хрестоматийная повесть Пушкина подана как сценическая фантасмагория, с мистическим подтекстом. Спектакль по-сатириконовски эффектен, ярок, непредсказуем.
Главный герой здесь не Владимир Дубровский, как мы привыкли считать со школьной скамьи, а Дубровский-старший. У Пушкина он, поссорившись с соседом и проиграв дело в продажном суде, теряет рассудок от вопиющей несправедливости и довольно быстро умирает. Но в спектакле Андрей Гаврилович Дубровский, в исполнении народного артиста Дениса Суханова, продолжает жить на сцене, являясь в снах то обидчику Троекурову, то сыну Владимиру. Он говорит стихами Пушкина о своей боли, обиде, наставляет сына, размышляет о жизни. Выглядит весьма необычно и наполняет спектакль совершенно новым смыслом. И хотя поставлен «Дубровский» строго по пушкинскому тексту, основной акцент смещен с истории романтического разбойника Дубровского и его возлюбленной Маши на загадки и противоречия жизни вообще и русской жизни в частности. Так что по сути своей от привычного школьного программного восприятия он весьма далек. Лучше перед спектаклем прочесть повесть Пушкина, но если не успеете, то после вам, наверняка, захочется это сделать, чтобы увидеть своего Дубровского. И согласится или нет с авторами спектакля.
Отдельно хочется сказать об актерских работах. Денис Суханов в представлениях и дополнительных комплиментах не нуждается. А вот Арсен Ханджян в роли Шабашкина, секретаря Троекурова, действительно поразил: в его исполнении второстепенная роль стала одной из самых запоминающихся в спектакле.
Ближайшие показы: 22, 23 сентября
фото предоставлено пресс-службой театра
Записки покойного Белкина (МТЮЗ, реж. Кама Гинкас)
Не смотря на простоту и легкость текста цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», спектакль Камы Гинкаса устроен довольно сложно. В постановке переплелись истории и герои из двух повестей – «Выстрел»и «Метель», а также факты биографии самого Пушкина, личные письма, стихи. Герои, как почти всегда у Гинкаса, говорят о себе в третьем лице, поэтому спектакль немного похож на читку пьесы. Хотя все актеры играют прекрасно, перебираясь из одной повести в другую, меняя костюмы и роли. Особенно хороша Евгения Михеева в роли Маши и Графини Б.
Текст повестей бережно сохранен, но из-за постоянных переключений на жизнь поэта сюжет движется слишком медленно.
Спектакль имеет возрастной ценз 16+, но при этом скорее подходит старшим школьникам для знакомства с программными произведениями Пушкина и его биографией, что называется, «за страницами учебника». Для Великого Гинкаса это не первый спектакль по произведениям Пушкина. Его «Пушкин. Дуэль. Смерть» и «Золотой Петушок» уже вписаны в историю русского театра. Посмотрим, какая сценическая судьба ждет «Записки покойного Белкина».
Ближайшие показы: 12 и 29 сентября
фото: Елена Лапина, предоставлено пресс-службой театра
Кабаре «Пушкин» («Ленком Марка Захарова», реж. Алексей Франдетти)
Спектакль, как заявлено в программке, поставлен по мотивам драматического цикла «Маленькие трагедии». В инсценировку вошли тексты пьес «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», а также лирические стихотворения Пушкина. Действие начинается и заканчивается «Пиром во время чумы», но происходит онов кабаре начала 20-го века, где собрались «безбожные безумцы» и пытаются в веселье забыть о грозящей им опасности и близкой смерти. Чего здесь больше Пушкина или кабаре? Скорее кабаре, ведь не случайно за музыкальное оформление отвечает Джазовый оркестр под руководством Петра Востокова. Оркестр сопровождает весь спектакль, кроме него на сцене воздушные акробаты изЦирка на Цветном бульваре. Из звезд Ленкома – Игорь Миркурбанов и Сергей Степенченко, они по очереди (в разных составах) играют Сальери.
В общем, скучно точно не будет. А вот будет ли за всем этим Пушкин? Наверное, да – ведь и сам поэт любил повеселится, покутить. Спектакль имеет возрастной ценз16+, но старшие школьники вполне могут сходить и увидеть, что Пушкин бывает не только хрестоматийным.
Ближайшие показы: 6-8 сентября
фото предоставлено пресс-службой театра
Обзор подготовила Оксана Крылова