В конце ноября Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представил зрителям премьерные показы монументальной оперы Петра Ильича Чайковского «Орлеанская дева». Это редко исполняемое произведение — пятая опера Чайковского, рассказывающая о подвиге французской героини Жанны д’Арк. Композитор самостоятельно работал над либретто, опираясь на одноименную драму Шиллера в переводе Жуковского и исторические источники. Задуманная как масштабное полотно после лирического «Евгения Онегина», опера создавалась Чайковским в период Русско-турецкой войны (1878-1879 гг.), что придает ей особую актуальность как истории о цене спасения Отечества.
«»Орлеанская дева» — опера с мощной драматургией. Она о взаимоотношениях личности и толпы, об ответственности, выборе, призвании. Здесь драма соединяется с мистерией и ораторией — в опере множество великолепных и невероятно красивых хоровых номеров», — рассказал главный режиссер театра, народный артист России и автор-постановщик Александр Титель.

Визуальное решение спектакля, разработанное Владимиром Арефьевым, погружает зрителя в атмосферу XV века, сохраняя при этом современную выразительность. «При создании этого спектакля мы активно опирались на эстетику французской миниатюры XIV-XV веков. Все ткани и гобелены были разработаны, исходя из впечатлений от этих миниатюр, а орнаменты создавались с учетом подлинных гобеленовых фрагментов тканей, хранящихся в музейных коллекциях», — рассказал художник-постановщик Владимир Арефьев.
Масштабная декорация — это грандиозная белоснежная лестница, которая, взмывает в небеса и занимает всю сцену. Эта тотальная конструкция высотой 7,5 метров с 54 ступенями, благодаря трансформации положений движущихся панелей, на протяжении всего спектакля превращает сценическое пространство то в городскую улицу, то во дворец.

Масштабные хоровые сцены являются неотъемлемой частью партитуры Чайковского. Под управлением Станислава Лыкова хор мастерски раскрывает всю палитру эмоций: от скорбных молитв до яростных призывов к оружию, мощно акцентируя трагический масштаб разворачивающихся событий.
«»Орлеанская дева» – это хоровая опера. Крестьяне, рыцари, придворные, ангелы — все это хор. И артисты не просто поют и участвуют в процессе — они постоянно находятся в самой гуще событий, обеспечивая единство музыки и действия», — поделился главный хормейстер МАМТ Станислав Лыков.
Следующий блок премьерных показов оперы «Орлеанская дева» состоится 28 и 29 января 2026 года. Заглавную партию исполнят Екатерина Лукаш и Лариса Андреева. В спектакле задействованы не только ведущие артисты театра, но участники стажерской оперной программы МАМТ.
В марте 2026 года зрителям будет представлена вторая оперная премьера 107 сезона — «Леди Макбет Мценского Уезда» Д. Шостаковича в постановке Александра Тителя и Федора Леднева.
Текст: Крылова Оксана
Фото: Пресс-служба МАМТ














