Картины, которые нельзя не посмотреть на фестивале документального кино «Артдокфест».
«Байконур. Вторжение»
Невероятно красивая картина о двух безумцах — собственно, авторе и операторе — незаконно проникнувших на территорию Байконура. Отличная музыка, модная графика и очень много «я» в закадровом тексте автора. Все, как положено в ютубе – но при этом очень много от настоящего документального кино. В результате – пятьдесят минут на одном дыхании.
И – спойлер: мы не верим, что за несколько минут до взлета ракеты у них сели аккумуляторы камеры. Думаем, что и вы не поверите (звук-то почему-то писался). Зато мы точно знаем, с помощию якобы севших аккумуляторов нас заставили на некоторое время задержать дыхание. То есть все удалось. История двинулась – а в конце еще и мощно взлетела вверх… Вместе с этой ракетой, которую нам, конечно же, не могли не показать.
«Байконур. Вторжение». Дмитрий Громов, Ангел Ангелов, Украина, 2020 год
«Гаражане»
Северный поселок, центр жизни которого сосредоточен «за околицей», на отшибе, там, где кривыми рядами выстроились гаражи.
Гаражи невообразимо прекрасны. Всем: тем, что зимой на их крышах можно жарить шашлыки, тем, какого цвета их ворота, тем что за ними – горы. Здесь можно оборудовать качалку или играть хэви-метал.
Буквально за пятьдесят лет своей жизни можно вырыть четыре подземных этажа своего гаража, копая каждый день (главное, не закапываясь глубоко в вопрос «зачем») – и умереть, когда перестанет хотеться копать дальше…
Местами это невероятно смешное кино. До слез.
Слез в этом фильме все же больше…
«Гаражане», Наталия Ефимкина, Германия, 2020 год
«Катя и Вася идут в школу»
Молодые ребята, парень и девушка, Вася и Катя, уезжают из Москвы в провинцию, чтобы учить детей. В обычной школе. Обычных детей… Они хорошие учителя, оба. Самоотверженные и талантливые.
Тем, кто не знает, что такое обычная школа в провинциальных городах, мы вряд ли сможем здесь объяснить, почему в итоге Катя сбегает сама, а Васю увольняют… Про это – фильм. Тонкий, глубокий, очень настоящий. Про упущенные возможности, про потерянные поколения, про тупик, в котором мы все оказались – и все же про то, что надежда есть.
Надежда есть, потому что эти дети из маленького провинциального города приезжали к Кате в Москву. И оказывается, она выполнила свое обещание. То в которое мы совершенно не верили: прощаясь, она сказала своим бывшим ученикам: «Зато теперь я смогу с вами просто дружить». Пока есть люди, которые выполняют свои обещания, надежда действительно есть…
«Катя и Вася идут в школу», Юлия Вишневецкая, Россия, 2020 год
«Расторгуев»
Фильм об одном из самых масштабных российских режиссеров-документалистов Александре Расторгуеве, который вместе со съемочной группой был убит в Африке в 2018 году.
Это тяжелый фильм, выворачивающий наизнанку даже тех, кто никогда не был знаком с Александром Расторгуевым. Его невероятное обаяние – и его режиссерские идеи, которые могут показаться чудовищными. Впрочем, он произносит в фильме слова о том, что в работе для него нет табу. И, похоже, их действительно не было.
Каким на самом деле был Расторгуев в жизни, мы с вами из этого фильма, скорее всего, не узнаем. Потому, что это – документальное кино о… документальном кино. Впрочем, это вполне логично, потому что для Расторгуева кино и было его жизнью.
«Расторгуев», Евгения Останина, Россия, 2021 год
«Дикий. Дикий пляж. Жар нежных».
Режиссерская версия фильма Александра Расторгуева. 5 часов 40 минут.
Да, пять часов сорок минут документалки. Без перерыва. Свидетельствуем: из зала никто не уходит…
Расторгуев берет нас с первых кадров, и отпускает буквально несколько раз, на несколько минут (водички попить). Все эти часы мы просто смотрим на людей. Мы видим довольно много отвратительного, немало обычного, много страшного и огромное количество смешного. Мы хороним верблюда, женим лилипута, кормим мартышку липким мороженым и пьем много водки с отвратительными пузатыми карьеристами и рыхлыми женщинами с редкими зубами.
И это все – не о том, любил ли людей режиссер Расторгуев. Это – о том, можем ли полюбить – или не разлюбить — их мы с вами.
Такое – «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных», режиссерская версия, 5 часов 40 минут — случается раз в год, только на фестивале «Артдокфест». В этом году уже случилось. Теперь будем ждать следующего…
«Дикий. Дикий пляж. Жар нежных», Сусанна Баранжиева, Александр Расторгуев, Виталий Манский, Россия, 2005 год
Полную программу XIV международного фестиваля «Артдокфест» (2-9 апреля 2021 года, Москва, кинотеатр «Октябрь») смотрите на официальном сайте.