В прокате — новый российский хоррор «Тварь» с Еленой Лядовой, Владимиром Вдовиченковым и Евгением Цыгановым. Смотрим фильм ужасов, который еще до выхода вызвал волну ремейков, и вспоминаем насыщенный творческий путь Евгения Цыганова.
Еще с девяти лет он работал в театре у Табакова и только в двадцать получил свою первую роль в кино, сразу став важной частью современного российского кинематографа: представленного как на европейских фестивалях, так и на отечественном телевидении.
Цыганова часто обвиняют в статичности и «одинаковости»: ролей, манеры игры, излишней брутальности, которую он привносит в каждого героя. Но если внимательней посмотреть на его послужной список, очевидно, что Цыганов тщательно выбирает работу и не соглашается на те роли, которые ему не близки.
Прогулки
Карьера Цыганова началась с авторского кино. Первую большую роль он получил у Юрия Быкова в 2001 году в картине «Коллекционер», после чего недостатка в фильмах не испытывал. Уже через два года он снялся в «Прогулке» Алексея Учителя по сценарию Авдотьи Смирновой.
Картина взяла главный приз фестиваля «Окно в Европу» не просто так: после премьеры говорили, что «Прогулка», наконец, представила на экранах молодых русских европейцев, а сама лента походила на западные мамблкор- или инди-фильмы. Западность «Прогулки» подтверждалась непривычной на тот момент стилистикой, близкой Театру.doc и европейскому кино, а также голосом Нины Симон на титрах.
Через три года Цыганов получил роль в еще одном петербургском фильме — в романтичном и прогулочном «Питере FM» Оксаны Бычковой.
Его герой — молодой архитектор (а по трудовой — дворник), которого зовут работать в Берлин. Но он не может бросить любимый город с местными крышами, мансардами и людьми. Когда Максим находит потерянный девушкой Машей телефон, у него появляется еще одна причина повременить с отъездом. Отсылающий к «Июньскому дождю» Марлена Хуциева, «Питер FM» отлично прошел в прокате и на время закрепил за Цыгановым образ романтичного интеллектуала.
Сериалы
Воздушные ромкомы — это прекрасно, но чтобы стать по-настоящему народным актером, нужно сняться в сериале. Цыганову не пришлось должно ждать удачных предложений.
Его первый многосерийный фильм — «Дети Арбата» по роману Анатолия Рыбакова рассказывает историю любви на фоне сталинских репрессий. Но даже после зрительского успеха «Детей» Цыганов долгое время практически не возвращался к сериалам, пока в 2013 году не присоединился к «Оттепели» Валерия Тодоровского.
«Оттепель» как ругали, так и хвалили, причем положительные оценки поступали от маститых критиков. Зрители остались от сериала Валерия Тодоровского в восторге. История о киносъемках в начале 60-х представила целую палитру ярких персонажей в исполнении отличных актеров, и цыгановский персонаж Хрусталев на фоне всеобщей яркости несколько потерялся. Не раз звучало мнение, что он сыграл того же героя, что в «Прогулке», только старше и в советскую эпоху.
С годами ролей в сериалах стало больше. Из важных появлений на малом экране — мистический нуар «Мертвое озеро», отсылающий к западным телефильмам о ритуальных убийствах. Премьера сериала состоялась на стриминговом сервисе ТНТ Premier. Цыганов исполнил в нем ведущую роль московского следователя с суицидальными наклонностями, которого вызывают в мрачный северный город расследовать убийство ребенка.
Фестивали
Про то, что ему регулярно предлагают играть невеселых персонажей, Цыганов часто шутит в интервью. Роль следователя с печальными глазами в фильме «Блокбастер» Романа Волобуева актеру предложили одновременно с «Мертвым озером». Но «Блокбастер» — это не детектив, а комедия, причем в центре сюжета стоят две девушки, которые пытаются обвести полицию и бандитов вокруг пальца. «Блокбастер» несмотря на жанр — авторское кино, и именно в таких, фестивальных, фильмах у Цыганова самые яркие роли.
Это и Саша в «Русалке» Анны Меликян, и Герман в «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. Самый свежий триумф Цыганова на крупном фестивале — «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой. Это история о сибирском егере по имени Егор, которому ставят смертельный диагноз. Он отказывается лечиться, но, услышав притчу о гусе, который, изменившись, обманул смерть, решает проделать тот же путь. Он покупает себе женское платье, туфли и помаду, но не все в округе готовы принять нового Егора.
Тяжелую драму-притчу, для которой Цыганов отказался от привычного образа, отлично приняли на Венецианском фестивале. Актер рассказал в интервью каналу Кино ТВ, что он благодарен за эту роль: нечасто кинорежиссеры просят его сыграть не очередную версию Евгения Цыганова, а что-то кардинально иное, перевоплотиться, стать кем-то другим. Для актера, привыкшего работать по Станиславскому, предложение Меркуловой оказалось большой удачей. Так, привычный и знакомый Цыганов сам стал человеком, который приятно удивил всех.