Рассказываем о работах одного из самых дерзких российских кинорежиссеров — Григория Константинопольского.
«Восемь с половиной долларов»
В 90-х Константинопольский, как и, к примеру, Федор Бондарчук, снимал клипы, но к концу лихого десятилетия решил взяться за полнометражное кино. Но он сам отнесся к этому решению с иронией: плох тот клипмейкер, что не мечтает стать Федерико Феллини.
Именно об этом и его первая картина — «Восемь с половиной долларов», которая совмещает в себе собственные мытарства Константинопольского, приметы времени и сюжет фильма, на который он ссылается, — «Восемь с половиной» того самого Феллини.
Альтер-эго режиссера, клипмейкера Геру, играет Иван Охлобыстин. Гера получает заказ от криминальных авторитетов — нужно снять хороший фильм. Вот только Гере нечего сказать, и что снимать, он не имеет понятия. Так и начинаются его приключения: с любовницами, неудачными съемками и перестрелками, как принято в 90-х.
У фильма забавная прокатная судьба: несмотря на то, что в начале нулевых фильм крутили по телевидению и продавали на видеокассетах, в кинотеатры он тогда не вышел. Создатели картины махнули рукой на вопросы авторских прав и использовали в фильме чужую музыку без согласования, из-за чего «Восемь с половиной долларов» запретили выпускать в прокат. Мало того, пока лента была под запретом, пленку с ней хранили в неподходящих условиях, из-за чего звук был испорчен.
Спустя годы режиссер и продюсер восстановили фильм, договорились с большинством музыкантов об использовании песен и таки выпустили ленту в прокат. Свой порыв они объяснили тем, что, несмотря на годы, 90-е из России так и не ушли, а значит, и эта история до сих пор актуальна.
1999 год. Россия. В главных ролях: Федор Бондарчук, Владимир Меньшов, Иван Охлобыстин и другие
«Кошечка»
Следующий фильм Константинопольский снял только спустя 10 лет. В нем он снова выступил и режиссером, и сценаристом, и продюсером (но, наверняка, все-таки обзавелся юристом по авторским правам).
«Кошечка» состоит из пяти новелл (пятую по выходу фильма можно было посмотреть только на DVD, она числилась своеобразным бонусом): про пожилую балерину, годовалого ребенка, писателя в кризисе, бизнесмена-рогоносца и девочку-подростка. Каждый из героев сам рассказывает собственную историю. Но не думайте, что вам придется слушать детский лепет: младенца играет артист Виктор Сухоруков. Этим интересный кастинг не ограничивается: в роли балерины Варечки — Михаил Ефремов.
Хулиганская и, как ее называли, психоделическая картина закрывала Кинотавр в 2009 году.
2009 год. Россия. В главных ролях: Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Павел Деревянко, Юрий Колокольников, Виктор Сухоруков и другие
«Самка»
Вновь не без психоделики. Следом за «Кошечкой» у Константинопольского вышла китчевая комедия — и с треском провалилась в прокате, собрав всесторонне негативные отзывы. Причин неприятия фильма масса: от балаганского сюжета до издевательской для зрителя манеры его преподносить.
История начинается с телерепортажа: симпатичная журналистка в эфире телеканала рассказывает о поимке снежного человека. Йети здесь же в кадре разламывает клетку и, похитив журналистку, убегает в лес. Там он будет кормить девушку галлюциногенными грибами и открывать ей «настоящий» мир. Зрителей же ждет настоящий капустник: попурри из сценок разной степени хулиганства, которое, издеваясь над современной фильму действительностью, заодно покажет и начитанность автора. Он исподволь процитирует все известные ему истории о чудовищах: от «Аленького цветочка» до «Кинг-Конга».
2010 год. Россия. В главных ролях: Александр Стриженов, Павел Деревянко, Екатерина Вилкова
«Русский бес»
Прошло еще восемь лет, прежде чем Константинопольский взялся за следующую полнометражную работу. Правда, в перерыве он выпустил сериал «Пьяная фирма». Названием и трейлером отсылающий к «Американскому психопату», фильму Мэри Харрон по мотивам культового романа, «Русский бес» кровожаден также, но идейно говорит о другом. Ему чужды американские яппи и капитализм, Константинопольский здесь издевается над тем, что, по его мнению, свойственно исключительно русскому сознанию.
Хотя состоит «Русский бес» не только из российского наследия: рядом с «Братьями Карамазовыми» Достоевского здесь и «Бойцовский клуб» Финчера и Паланика. Но, как утверждает сам режиссер, главное для него — это разговор о 90-х. Он стремится показать, что в России, несмотря на годы, ничего не изменилось, по крайней мере, в головах у людей.
Кстати, практически в каждом фильме у Константинопольского есть камео, здесь же он играет довольно большую роль.
2018 год. Россия. В главных ролях: Любовь Аксенова, Юлия Ауг и другие
«Гроза»
Самый недавний фильм режиссера — современное прочтение пьесы Островского «Гроза»— уже показали на Кинотавре, но в широкий прокат он еще не вышел. В главной роли Катерины прямиком из «Беса» Любовь Аксенова.
Как признался Константинопольский, образ Катерины для него — воплощение слабости; человека, у которого нет ни сил, ни желания сопротивляться и который сам выбирает для себя поражение. Помимо переноса действия в современность со всеми вытекающими (телевидение, блоги, митинги, рэп), сюжет фильма обрастает множеством неожиданных деталей. Так, например, одного из наиболее симпатичных режиссеру героев в конце фильма забирают инопланетяне, спасая неизменной и такой тоскливой русской жизни.
2019 год. Россия. В главных ролях: Василий Буткевич, Иван Макаревич и другие