Собрали для вас лучшие фильмы-байопики: Боб Дилан, Астрид Линдгрен, Винсент Ван Гог, Генри Манкевич и Герхард Рихтер
Меня там нет
Германия, Канада, США, Франция, 2007
Биография, музыка, вестерн, драма
Режиссер: Тодд Хейнс
В ролях: Кейт Бланшетт, Хит Леджер, Бен Уишоу, Кристиан Бэйл, Ричард Гир и другие
Уникальная биография известного американского певца и композитора Боба Дилана, переданная через героев его песен, которые символизируют разные периоды его жизни. Одиннадцатилетний мальчик Вуди Гуатри – это детство Дилана, когда он, сбежав из детского исправительного центра, путешествует с гитарой по Америке. Джек Роллинз – молодой певец в стиле фолк. Артур Рембо олицетворяет период, когда музыкант открыл для себя этого поэта, и его творчество превращается в философию. Робби Кларк – это Боб Дилан в момент расцвета своего творчества и история его любви. Малыш Билли – это постаревший, одинокий Дилан, сбежавший от городской суеты и вспоминающий свою молодость. И, наконец, Джуд Квин, которого играет Кейт Блашетт, символизирует бунтарское прошлое музыканта.
Боба Дилана в фильме играют разные актеры, и их подбор впечатляет. Этим приемом режиссер Тодд Хейнс показал всю неоднозначность и многогранность личности одного из самых прославленных и ярких представителей мировой культуры ХХ века. Боб Дилан был не только автором и исполнителем песен, но и писателем, художником и киноактером, хотя считал себя просто музыкантом. Провозглашенный голосом поколения 60-х, он стал символом протеста против войны во Вьетнаме. Он полностью перевернул представление о поп-музыке, наполнив тексты песен глубоким философским смыслом и соединив в своей музыке множество музыкальных направлений. Писатели посвящали ему книги, а самые известные рок-музыканты перепевали его песни.
«Меня там нет» можно назвать самым интересным и нестандартным биографическим фильмом в мировом кинематографе. Разные актеры, играющие Боба Дилана, чередование черно-белых и цветных кадров, документальная съемка, нелинейное повествование, реальные факты биографии, интервью и концерты – все это настолько точно и глубоко передает многоликость этого человека, богатство его личности и творчества, что в результате узнаешь его гораздо лучше, чем если бы этот фильм был снят в обычной манере. Режиссер и ставил перед собой такую цель – не рассказать о жизни Дилана, не передать атмосферу времени, а именно передать образ легендарного музыканта и бунтаря. И это получилось на все сто.
Ван Гог. С любовью, Винсент
Польша, Великобритания, США, Швейцария, Нидерланды, 2017
Мультфильм, биография, драма, криминал
Режиссеры: Дорота Кобела, Хью Уэлшман
В ролях: Дуглас Бут, Джош Бердетт, Холли Эрл, Робин Ходжес, Крис О’Даутт, Сирша Ронан и другие
Нестандартный фильм-биография о великом художнике Винсенте Ван Гоге, созданный в технике его прекрасных картин. Первый полнометражный анимационный фильм, полностью нарисованный на холсте масляными красками, над которым в течение пяти лет трудилось более ста художников со всего мира. И этот режиссерский прием оказался бесценным для того, чтобы взглянуть мир глазами художника. С одной стороны, сам фильм – это художественное произведение, которым можно наслаждаться. С другой стороны, он вполне сюжетный, и рассказывает о последних днях и загадочной смерти художника. Фильм полностью основан на переписке художника со своим братом Тео. По сюжету, сын старого почтальона Арман через год после смерти художника приезжает в деревню, где он жил незадолго до своей смерти, чтобы передать письмо его брату Тео. Но в результате знакомится с друзьями Винсента и все глубже погружается в обстоятельства его одинокой, трагической жизни и загадочной смерти в 37-летнем возрасте. И с каждым рассказом история становится все более таинственной и противоречивой…
При жизни Ван Гог не был признан – он сумел продать всего одну картину. Зато в наше время он считается одним из самых уникальных, дорогих и оцененных художников. Его картины стоят миллионы, и даже некоторые картины из фильма были проданы на презентации за огромные деньги. И после фильма создается впечатление, что смерть Ван Гога стала его рождением. Картина глубоко философская, и очень хочется проникнуть в тайну художника: как этому уставшему, мрачному и одинокому человеку удавалось так ярко видеть и передавать красоту окружающего мира? Несмотря на его богатую переписку и большое количество воспоминаний о его жизни, он остается загадкой, которую пытаются разгадать вот уже более ста лет.
В фильме использован прием ротоскопирования, то есть сначала он был снят обычным способом, а потом прорисован в манере художника. Если хочется познакомиться одновременно с творчеством Ван Гога и его жизнью, то этот полуторачасовой фильм станет лучшей экскурсией – в нем использовано более 800 писем художника и 94 картины. Поэтому фильм ни на миллиметр не отклоняется от реальной биографии мастера. Его даже можно воспринимать как документальный, так как он показывает простую жизнь человека – без экшна, драмы, пафоса и спецэффектов. Но от этого он не становится менее притягательным и завораживающим.
Работа без авторства
Германия, Италия, 2018
Биография, драма, военный, мелодрама
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
В ролях: Том Шиллинг, Себастьян Кох, Паула Бер, Саския Розендаль, Оливер Мазуччи и другие
В основу сюжета легли факты биографии немецкого художника-абстракциониста Герхарда Рихтера. Действие фильма происходит в военные и послевоенные годы в Германии. Главный герой, будущий художник Курт Барнерт, вырос в нацистской Германии, когда опасности подвергалось и собственное население страны. Тетя Курта Элизабет — красивая девушка с необычным и тонким взглядом на жизнь, — развивает в племяннике художественный вкус, посещая с ним все выставки в Дрездене. Долго воспитывать племянника Элизабет не удалось – ей ставят диагноз «шизофрения». Но она научила его главному – не отводить глаза от правды, какой бы страшной она не была. «Не отводи глаза», — прошептала она Курту, когда солдаты Вермахта насильно затаскивали ее в больничный фургон… Это стало и слоганом всего фильма.
Фильм, который глубоко показывает становление таланта художника. Конечно, это был непростой путь: Курт пережил войну, смерть родных под бомбежкой Дрездена, которую устроили авиационные силы Великобритании и США. И все-таки жизнь благоволила таланту, постоянно предоставляя ему шансы для развития. Он мог остаться обычным рисовальщиком плакатов, но откликнулся на предложение поступить в художественную академию. Он мог остаться в ГДР на высокооплачиваемой и престижной работе, разрисовывая фресками стены дворцов культуры, но решился сбежать в Западную Германию и освоить современное искусство. В результате Курт стал известным художником, в работах которого абстракционизм и реализм сочетаются очень необычно.
Фильм снят очень тонко – не линейно, в лоб, а философски, на полутонах. Оператором фильма стал известный оператор Калеб Дешанель, который вывел его драматизм и атмосферность на такой высокий уровень, что картина получила «Оскара» за операторскую съемку. Однако, несмотря на все положительные черты фильма, в его адрес высказывалась и критика. Например, главным недостатком фильма зрители назвали излишнюю политизированность режиссерского взгляда на те периоды истории, которые показаны в фильме. Но, если не обращать внимания на этот момент, и сфокусировать внимание на становлении личности художника, то фильм доставит немалое удовольствие и заставит поразмышлять: а не закрываешь ли ты глаза на правду?
Манк
США, 2020
Биография, драма
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Гари Олдман, Аманда Сайфред, Лили Коллинз, Том Пелфри и другие
Картина о легендарном сценаристе Голливуда – Германе Манкевиче, чей сценарий лег в основу культового оскароносного фильма «Гражданин Кейн», созданного в 40-е годы прошлого века и до сих пор остающегося культовым. Фильм показывает как раз тот момент в жизни Германа Манкевича, или Манка, как его называют друзья, когда он, прикованный к постели после автокатастрофы, пишет сценарий для молодого амбициозного режиссера Орсона Уэллса. Однако фильм посвящен не истории создания фильма – он исследует саму личность Манка и «старому Голливуду» 30-40-х годов. Но трудно назвать этот фильм ностальгическим – наоборот, со всей остротой Финчер показывает, насколько сильно американский кинематограф пронизан несправедливостью, интригами, подковерными играми и подлостью, какая борьба идет между кинокомпаниями, которым нужны только прибыли, и которые не дают возможности реализоваться молодым, креативным сценаристами и режиссерами, желающим снимать глубокое, настоящее кино.
Генри Манкевич известен как талантливый, острый на язык журналист, сценарист, который стал знаменит своим единственным сценарием к фильму «Гражданин Кейн». Хотя, конечно, он принимал участие и в написании других сценариев, но никогда не настаивал на том, чтобы его имя звучало в титрах. Но «Гражданин Кейн» стал для него работой всей жизни, которой он выполнил свое предназначение и оставил след в мировом кинематографе. Поэтому он всеми силами добивается упоминания своего имени в титрах фильма, что дается ему непросто в условиях борьбы за славу в старом Голливуде.
«Манк» — одна из самых сильных картин этого года, не богатого на мощные кинематографические проекты. Фильм привлекает буквально всем — детальным воссозданием голливудской атмосферы и кинокартин тех лет, грамотно выстроенным сюжетным рядом, классной актерской игрой. По мнению многих критиков, Манк – это лучшая роль Гари Олдмана. Такого совершенства актерской игры Финчер добился бесконечным повторением дублей: Аманда Сайфред признавалась, что съемки «Манка» стали для нее самыми тяжелыми в карьере. Картина очень интеллектуальная, полностью построенная на диалогах, поэтому смотреть ее надо с полным вниманием. Тогда она заиграет всеми своими гранями.
Быть Астрид Линдгрен
Швеция, Дания, 2018
Драма, биография
Режиссер: Пернилла Фишер Кристенсен
В ролях: Альба Аугуст, Мария Бонневи, Трине Дюрхольм, Хенрик Рафаелсен, Мангус Креппер и другие
Жизнеутверждающий фильм о знаменитой шведской писательнице, которая подарила миру таких веселых, мудрых и свободолюбивых героев, как Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, Эмили из Лëннеберги. В фильме показаны только молодые годы писательницы, становление ее личности и начало взрослой жизни. В оригинале картина так и называется — «Юная Астрид». Это рыжая 16-летняя девушка, чем-то напоминающая Пеппи Длинныйчулок, которая все делает наперекор правилам консервативного общества начала ХХ века: первой в небольшой шведской деревне состригает длинные косы, что было нонсенсом для того времени, гримасничает в церкви, превращая скучные церковные проповеди в хулиганские острые шутки, гоняет на велосипеде, кричит от полноты чувств в ночном лесу, в 16-летнем возрасте познает любовь с человеком, который намного старше ее, и в 17 рожает ребенка вне брака. Собственно, идея фильма и возникла, когда режиссер Пернилла Фишер Кристенсен прочитала в газете драматичную историю рождения сына Астрид Линдгрен.
Многие задаются вопросом: почему в фильме показаны только молодые годы знаменитой писательницы? Ведь у нее была такая интересная жизнь, в ней было так много творчества. Но, может быть, именно в юности, когда Астрид приходилось отстаивать себя и свое право жить по зову сердца, а не по правилам, и берут начало ее потрясающие книжные герои, которые своим хулиганством и неповиновением до сих пор дарят своим маленьким читателям глоток свободы и мудрости. И даже взрослые с не меньшей радостью погружаются в этот полный выдумок мир детства Астрид Линдгрен. Может быть, каждый персонаж как раз и рождался в ее воображении, когда она проживала самые пиковые моменты боли и скорби. И может быть, если бы она не наломала дров в юности, мы никогда бы не узнали наших любимых Карлсона, Эмили и Пэппи. Ведь она, как и ее герои, в любой самой сложной ситуации сохраняла веру в лучшее.
Актриса Альба Аугуст, которая сыграла Астрид, даже внешне напоминает свою героиню. А детальное воспроизведение эпохи, романтическая музыка, качественная игра актеров только добавляют картине реалистичности. Конечно, многие моменты из реальной биографии Астрид в фильме отсутствуют или искажены, тем не менее все это было в жизни любимой писательницы – и борьба, и трудные решения, и потери, и ошибки. Но кто не делает их в юности? Главное – любить жизнь даже в трудные минуты, как это умела Астрид Линдгрен.