Вы часто слышите, как журналисты подпевают “Bella Ciao” на пресс-показе? Я – нет. А подпевали. И громко. Значит – цепляет.
Оговорюсь сразу – не буду переосмысливать фильм с точки зрения поколения, для которого первый и второй «Бумеры» стали культовыми. Видимо, следующее поколение вырастет с фразой из «Бумеранга»: «Хрен меня задушишь, какая я сволочь!» Пишу о новом фильме. Из-за лавины ежедневно поступающей информации «Бумеры» стерлись из моей памяти. Какие там картины середины 2000-х? Я не помню даже то, что было позавчера. В 2021 г. из смартфона за день вываливается столько контента, сколько в 2006 г., когда вышел «Бумер», поступало месяца за три из всех средств массовой информации вместе взятых. Надо бы пересмотреть «Бумеры». Поставлю в длиннющий to-watch-list, как и пару-тройку сотен других фильмов. И так и не пересмотрю. А что вы хотите? Мы оказались в мире, в котором видосы молниеносно сменяют один другой, во вселенной, живущей в ритме Tik Tok.«Бумеранг» сегодняшнему ритму полностью соответствует.
Погружение в фильм идет с самых первых кадров, и длится до конца картины. В песенке Bella Ciao, ставшей лейтмотивом картины, есть строчка: «И если я умру как партизан, ты должна похоронить меня». Женщины здесь хоронят. Или пытаются хоронить. Только не партизан, а своих мужчин, раздербанивших время под девизом «Бабло и власть – вот и вся мотивация». Как в любом хорошем кино, действие картины происходит в пространстве далеком от реальности, некой абсурдной вселенной с сияющими небоскребами. Матрицы, которой прорва в Tik Tok, но в которой мало кто живет в реальной жизни. Это касается героев, сюжетных поворотов, диалогов, фишек, всего: тут тебе и легализировавшийся бандит-олигарх с гипертрофированным эго, скульптор-резчик-лузер, бои карликов, погони на спорткарах, молельня на территории мясокомбината, манекенщицы, занимающиеся фитнесом под звуки мордобоя. Все по законам жанра.
Ту же самую историю, кстати, можно было бы «прокачать» в трагедию, благо в составе — превосходные драматические артисты. «Бумеранг» мог бы стать душераздирающей картиной в духе Ларса фон Триера, если бы режиссёр чуть-чуть изменил угол зрения. Сама идея фильма не нова, но прочтение актуальное. У классика юмора Аркадия Аверченко есть роман «Шутка Мецената». Произведению в 2023 г. исполнится сто лет. У Аверченко наивный герой, попав в компанию Мецената и его клевретов, затеявших всего лишь безобидную шутку, в оконцовке «делает» их по всем законам бумеранга. Так и в фильме Буслова затея олигарха Эдика (Дмитрий Нагиев) «сделать из алкоголика и самоубийцы полную противоположность», избавить Петровича (Тимофей Трибунцев) от комплекса жертвы и явить всю красоту мира, зиждящегося на бабле, эгоизме и власти, приводит к неожиданным для Эдика последствиям.
Отдельно об актерах. Дмитрий Нагиев – редкий по дарованию драматический артист. С каждым новым фильмом Нагиев все больше раскрывает свой талант. Далекое прошлое в ситкоме и телепрограмме «Окна» (ее-то должны помнить те, кто и «Бумеры» помнит) отзывается только гримасами. Дмитрий показывает великолепную нюансировку актерской игры и отличную физическую форму, как и его антагонист — Тимофей Трибунцев в роли Петровича. Их совместные сцены хочется смаковать у экрана. В «Бумеранге» нет определенных антагониста и протагониста. Каждый зритель сам решает для себя – кто ему ближе: бизнесмен с сомнительным прошлым, задумавший «всем порулить», или креативщик, осознающий вину в собственной бездарности и бессмысленности своего бытия, решающий уйти от проблем, сведя счеты с жизнью. Я-то за людей действия с сомнительной репутацией, а не за лузеров, которые просиживают жизнь в захламленных гаражах.
В «Бумеранге» — яркие персонажи второго плана: Падре (Роман Мадянов) как олицетворение наживы на светлых чувствах, Толян (Владимир Сычев) как результат предыдущего удачного эксперимента Эдика, могильщик Антоныч (Константин Мурзенко) как обязательный персонаж криминальной комедии, ключевая фигура 20-х годов XXI века — видеоблогер (Антон Лапенко), классический киллер (Андрей Хабаров) и брутальный тренер по боксу (Денис Лебедев). Героини эффектны – Оля, жена Эдика в исполнении Елены Север, любовница героя — Кристина (Валерия Астапова), вдова (Галина Польских) и блондинка (Светлана Устинова). Сам Петр Буслов бесподобен в роли телеведущего Федора Бусслера в телешоу «Пусть не молчат».
Если вы относитесь к типу зануд, которые в каждой картине ищут логику и соответствие реалиям жизни, идите и смотрите тягомотный реалистичный артхаус. «Бумеранг» полностью алогичен, в этом его и прелесть. Герои даже и не пытаются найти выход из кризисной ситуации, наоборот, они делают ее по-настоящему патовой, не задумываясь о последствиях. От слова «совсем». Единственный персонаж со структурированным сознанием, это – киллер, осуществляющий профессиональную деятельность со словами «Победа любит подготовку». О том, первом «Бумере» напоминает постер в гараже. Дань памяти давно забытой реальности, мира до появления соцсетей, посиделок в подвалах и чердаках, забитых поделками, в которых хозяин видел свою душу.
Философские диалоги в фильме — некий анахронизм. Дань памяти российскому кино конца 1990-х и начала 2000-х. Когда еще реальные философские дискуссии «на троих» звучали «фейс ту фейс» в гараже, а не в «зуме» и не из соцсетей. В тех фильмах сработала бы и (спойлер) история про семилетнего мальчика, чью любимую овечку зарезал жестокий мясник-отец. Над этой историей в 2006 г. зал бы рыдал. Сейчас ловишь себя на мысли: ну куда смотрели ПДН, органы опеки и редактора программы «Мужское/Женское», когда папа-мясник ножик точил? И дальше, голосом Юлии Барановской: «у них же го-ооо-оод был, гоо-оод! Чтобы изъять мальчика вместе с овечкой и папу призвать к ответу! А не разводить перифразы на «Молчание ягнят» Джонатана Демме!» Тем более, что user generated content и реальные истории из жизни сейчас дают фору любому постановочному экшену. И дуэт Гордон-Барановская мы смотрим каждый вечер всей страной. Над овечкой не рыдаем! Нет!
Самая удачная часть картины – жесткие экшен-сцены вроде бойни под музыку Моцарта. И сюрприз, ожидающий героя Нагиева в больнице после этой самой бойни. Эта сцена Нагиева – шедевр! Благодаря этим сценам «Бумеранг» имеет шанс стать в один ряд с классикой жанра от Гая Ричи и Роберта Родригеса. «Соберем же наши белые конверты! Ибо, отдав все, сможешь получить еще больше!» — повторяем мы вслед за Падре.
И отправляемся в ближайший кинотеатр 2 декабря.