Выбрали десять лучших отечественных фильмов, которые вышли в прокат в этом году: от антивоенных драм до ретро-комедий, от мистических триллеров до поэтических боевиков. Если вы что-то пропустили, самое время наверстать.
«Большая поэзия»
Дебютный фильм Александра Лунгина — сам как поэзия городских окраин. Он рассказывает о двух инкассаторах, работниках ЧОПа, которые недавно вернулись из Донбасса и теперь пишут стихи, чтобы преодолеть посттравматический синдром. Один пишет хорошо, другой плохо. Строки «Леха я или не Леха» превратились в интернет-мем, но фильм от этого не стал хуже. Так как тема непоэтичной современности и невозможности жить как раньше, если прошел войну, слишком актуальна и болезненна. К тому же удачно ложится на, казалось бы, полный абсурда сюжет о поэтах в форме охранников и петушиных боях, на которых можно потерять всё.
2019 год. Режиссер: Александр Лунгин. В главных ролях: Александр Кузнецов, Елена Махова, Федор Лавров
«Текст»
Еще один большой российский фильм — тоже про текст, но не про литературный, а про тот, что мы каждый день набираем в своих смартфонах. Триллер про полицейский произвол, который обернулся местью, полон отсылок к Достоевскому и представляет собой современную историю о «Двойнике». В современном мире гаджетов она больше не кажется такой уж фантастической.
2019 год. Россия. Режиссер: Клим Шипенко. В главных ролях: Иван Янковский, Александр Петров
«Верность»
Главная мелодрама года и, по совпадению, самый откровенный российский фильм. История о том, как женщина Лена подозревает мужа в измене и, чтобы справиться с ситуацией, познает собственную сексуальность, оказался тестом Роршаха. Кто-то посчитал фильм феминстским, кто-то — мизогинным, кто-то — новым словом в искренности, а кто-то — чрезмерным упрощением чувств героини. Но то, что он вызвал столько толков и споров, — лишь очередной показатель его актуальности.
2019 год. Россия. Режиссер: Нигина Сайфуллаева. В главных ролях: Евгения Громова, Александр Паль
«Одесса»
Мрачная комедия Валерия Тодоровского в стиле ретро выстраивается в один ряд с его «Стилягами». 70-е. Журналист Борис приезжает на денек в Одессу. Но в городе, где шаланды полные кефали, объявляют эпидемию холеры, и выезд запрещают. Борису, чья жизнь должна была измениться в лучшую сторону — он ждал перевода в Германию, приходится замереть, остановиться и жить здесь и сейчас. Там, где его журналистское удостоверение, связи и планы на будущее не имеют никакого веса.
2019 год. Режиссер: Валерий Тодоровский. В главных ролях: Евгений Цыганов, Евгения Брик и другие
«Дылда»
Самый экспортный российский фильм 2019-го — художественное переосмысление книги нобелевского лауреата Светланы Алексеевич. Картина рассказывает историю двух женщин, вернувшихся в Ленинград после окончания Второй мировой. Надрыв, невозможность понять и услышать друг друга, надломленная жизнь и попытки ее исправить и восстановить — «Дылда» об этом.
Все поклонники фильма ждут шортлиста «Оскара», но, как стало известно на днях, в номинанты «Золотого глобуса» «Дылда», к сожалению, не попала.
2019 год. Россия. Режиссер: Кантемир Балагов. В главных ролях: Василиса Перелыгина, Виктория Мирошниченко
«Бык»
Триумфатор Кинотавра, картина «Бык» — криминальная драма про 90-е. Молодой режиссер, по основной профессии, кстати, танцор балета, сделал фильм-фотографию эпохи. Меняется и взрослеет Россия, меньше десяти лет прожившая после распада СССР, меняются и взрослеют главные герои. Эта рифмовка дерзкого, но испуганного взгляда подростка и жизни страны, которая не знает, куда двигаться дальше, — главный тренд отечественного кино последних лет.
2019 год. Россия. Режиссер: Борис Акопов. В главных ролях: Афина Кондрашова, Юрий Борисов и другие
«Война Анны»
Военная тема в российском кино — одна из главных, но не так часто фильмы о войне выходят антивоенными. Именно таким получилась камерная картина Алексея Федорченко. Она рассказывает про девочку, которая, чудом избежав смерти, прячется ото всех в холодном камине, пытается остаться незамеченной и выжить, когда вокруг творится кошмар.
Формально фильм вышел в 2018 году, но зрителям он стал доступен только в 2019-м.
2018 год. Россия. Режиссер: Алексей Федорченко. В главной роли: Марта Козлова
«Айка»
Еще один запоздалый гость российских кинотеатров — фильм Сергея Дворцевого. Он рассказывает про молодую женщину, которой приходится выживать в заснеженной и недружелюбной Москве. Она только что родила, но оставив ребенка в роддоме, убежала на нелегальную работу. Но работодатель исчезнет, не заплатив, и Айка помчится дальше: на поиски нового заработка, прочь от кредиторов, забыв, что в Москву она приехала за лучшей жизнью — открыть ателье.
2018 год. Россия, Казахстан, Германия. Режиссер: Сергей Дворцевой. В главной роли: Самал Еслямова
«Мысленный волк»
Возвращение ушедшей на православное телевидение Валерии Гай Германики оказалось неожиданным. На Кинотавре она вызвала ажиотаж: и самой картиной, и последовавшей за ним пресс-конференцией. Ее новый фильм проникнут религиозностью, но по жанру это мистический триллер о сложных отношениях матери и дочери. Они бредут по лесу, пытаются разобраться с проблемами в своих отношениях и понимают, что рано или поздно опасный зверь, обитающий в этих краях, придет за ними.
2019 год. Россия. Режиссер: Валерия Гай Германика. В главных ролях: Юлия Высоцкая, Лиза Климова
«Француз»
Андрей Смирнов, режиссер «Белорусского вокзала» и «Осени», в своем новом фильме вернулся в советское прошлое — в конец пятидесятых к началу оттепели. Сюжет строится вокруг студента из Парижа, который приезжает в Москву по обмену, но у него есть и личная миссия.
«Француз» — это не ностальгическая история любви, как кажется по постеру, а драма о судьбах эпохи и страны в целом, слитая с мягкой и нежной франкофилией.
2019 год. Россия. Режиссер: Андрей Смирнов. В главных ролях: Евгения Образцова, антон Риваль и другие