Старые правила: героиня влюбилась и после некоторых перипетий вышла замуж, — больше не работают. Авторы романтических комедий ищут новые законы и правила романтики.
«Неадекватные люди» (2010)
Для 2010 года название фильма Романа Каримова казалось весьма привлекательным. В воздухе ощущалась общая усталость от усредненности и нормальности, которую подпитывали популярные зарубежные сериалы типа «Доктора Хауса» и «Декстера».
В центре «Неадекватных людей» — тридцатилетний Виталий, который после некой трагедии решает начать жизнь с чистого листа. В пока еще не ставшие рутинными будни врывается бунтующая старшеклассница. Такой сюжетный ход — еще одна примета времени. То, что было допустимым для эпохи «Все умрут, а я останусь», как, например, роман главного героя со школьницей, к середине десятых вдруг стало неприемлемо.
2010 год. Россия. Режиссер: Роман Каримов. В главных ролях: Ингрид Олеринская, Илья Любимов
«Шапито-шоу: Любовь и дружба» (2011)
2011-й стал годом дурновкусных комедий, когда на экраны вышли «Беременный», новая версия «Служебного романа» и очередной «Самый лучший фильм». Романтических же представителей жанра появилось немного: зрители получили «Пять невест», ярую попытку смешать советские военные фильмы с Гайдаем, и «Мой парень ангел». Поэтому главным ромкомом года хочется назвать даже и не ромком совсем, а безумный сборник юмористических новелл, одна из которых, и правда, про любовь, которая завязалась в интернете.
2011 год. Россия. Режиссер: Сергей Лобан. В главных ролях: Юлия Говор, Петр Мамонов и другие
«Всё просто» (2012)
Романтическая комедия про хипстеров непременно должна была выйти в Москве в начале 2010-х, иначе и сам жанр, и режиссеров стоило бы упрекнуть в слепоте. Фильм состоит из компонентов, про которые беспрерывно писал журнал «Афиша»: кафе «Жан-Жак», художественные квартиры, шутки про Петербург, группа СБПЧ и надпись “Fuck the system” на мосту в самом центре.
Лента с довольно вялым сюжетом: девушка приезжает в Москву, узнает об измене бойфренда, а затем встречает нового, — с годами смотрится все интересней. Она удачно, как снимок полароида, запечатлела начало десятых, что сейчас ее вполне можно изучать как ретро.
2012 год. Россия. Режиссер: Соня Карпунина. В главных ролях: Клим Шипенко, Константин Крюков и другие
«Привычка расставаться» (2013)
В тот же год, когда западные сми объявили о смерти ромкома, в России вышел фильм, дотошно снятый по зарубежным лекалам.
Девушка Ева ищет любовь, но, оглядываясь назад, понимает: у нее было много классных парней, и от каждого она ушла. Тогда она решает встретиться с бывшими и выяснить: что и в какой момент пошло не так.
Главным минусом «Привычки» стала ее открыточность: все лица как с обложки, и за этими лицами — лишь набор шаблонных характеристик. Например, после каждого расставания Ева меняет цвет волос, ее парень-фотограф помешан на сексе, а парень-повар, естественно, итальянского происхождения, необуздан и упрям. Но для российского кино этот фильм показателен актерским ансамблем: те, кто засветился в нем, буквально не сходили с экранов всё десятилетие.
2013 год. Россия. Режиссер: Екатерина Телегина. В главных ролях: Елизавета Боярская, Александр Петров, Петр Федоров, Данила Козловский
«Любит не любит» (2014)
Романтическая комедия Клима Шипенко, который двумя годами ранее сыграл главную роль во «Всё просто», а теперь занял режиссерское кресло. Фильм рассказывает про красавца Максима, который вот-вот сделает предложение богатой наследнице, но в самолете встречает знойную журналистку. Мужчина будет метаться между двух огней, прежде чем сделать окончательный выбор.
«Любит не любит» столкнулся с другой, нежели «Привычка расставаться», проблемой в этом жанре. Если в предыдущем фильме герои были пусты, то здесь нарушен принцип хеппи-энда: за финальным решением Максима остается разбитое сердце его невесты, что бросает картину на полдороги от ромкома к мелодраме.
2014 год. Россия. Режиссер: Клим Шипенко. В главных ролях: Максим Матвеев, Любовь Аксенова и другие
«Статус: свободен» (2015)
Режиссер Павел Руминов как знаток жанра понял его усталость и снял ромком наоборот. Картина начинается с расставания: Никиту, героя Данилы Козловского, бросает его девушка Афина. Парень не готов это принять и делает всё — в буквальном смысле, чтобы вернуть любимую. Опять же, вопреки ожиданиям, ему это не удается. Было бы здорово, если бы Руминов пошел до конца и оставил героя в одиночестве. Но в финале фильм сдается под натиском зрительских ожиданий: Никита встречает новую девушку, с которой его ждет любовная история и, вероятно, еще одно болезненное расставание.
2015 год. Россия. Режиссер: Павел Руминов. В главных ролях: Данила Козловский, Владимир Селезнев и другие
«Гуляй, Вася!» (2016)
Режиссер Каримов снова взялся за ромком, теперь вовсе перевернув его с ног на голову.
Здесь вовсе нет ванильной истории о девочке в поисках счастья. В центре сюжета — столкновение разгильдяя, который хочет жениться на дочке богатого папы, и его бывшей, которая отказывается подписать документы на развод. Неприятные персонажи, любовные многоугольники и эгоистичная стерва Василиса, которая не сдастся без боя. А еще лента знаменательна очередным выходом молодой звезды Любови Аксеновой, — как раз с этого фильма она променяла образ милой дурочки на что-то более опасное.
2016 год. Россия. Режиссер: Роман Каримов. В главных ролях: Ефим Петрунин, Любовь Аксенова и другие
«Про любовь. Только для взрослых» (2017)
В 2017-м значимые молодые режиссеры: от того же Павла Руминова до Нигины Сайфуллаевой, — снова взялись за киносборник, мода на которые не проходила со времен «Париж, я люблю тебя». Несмотря на прогрессивных режиссеров и заявленную тему (он посвящен интимной стороне отношений), ни к каким новым выводам герои не приходят. А главный ментор фильма, которого играет почему-то Джон Малкович, не предлагает неожиданных ответов. Просто — еще раз про любовь в центре Москвы.
2017 год. Россия. Режиссер: Наташа Меркулова, Павел Руминов и другие. В главных ролях: Анна Михалкова, Джон Малкович и другие
«Я худею» (2018)
Особую популярность два года назад получила романтическая комедия с элементами ТВ-шоу про похудение. Аню бросил парень из-за того, что она слишком любит майонезные салаты, а он — стройных и поджарых женщин. Аня решает заняться собой и вернуть парня. Но в процессе понимает, что он того не стоит.
Картину захвалили за продвижение новых ценностей, — грубо говоря, за бодипозитив, и за то, что заканчивается она влюбленностью в парня, который выглядит не слишком сексуально, зато человек хороший.
2018 год. Россия. Режиссер: Алексей Нужный. В главных ролях: Александра Бортич, Роман Курцын и другие
«Смерть нам к лицу» (2019)
Прошедший год не блистал романтическими комедиями,а скорее, наоборот: его кино было довольно драматичным и тяготело к непростым событиям российской истории. Но к концу года Борис Гуц закончил свой авторский ромком с довольно драматической завязкой: его девушка тяжело больна, нужны деньги на лечение.
Это по-настоящему актуальная лента: и своей приближенностью к реальной жизни, в которой люди болеют, умирают, а деньги и парни с лицом Козловского встречаются не на каждом шагу; и тем, как она сделана. Это кино полностью снято на мобильный телефон, что не новый ход, но довольно важный для этого несколько закостенелого жанра. На большие экраны фильм выйдет только в этом году, причем совсем скоро — в конце января.
2019 год. Россия. Режиссер: Борис Гуц. В главных ролях: Даниил Пугаев, Полина Ауг и другие