Конечно, еще ни одну влюбленную девушку не остановили предупреждения подруг, мам или бабушек. Тем не менее в кино неоднократно показаны типажи, от которых надо бежать, как от огня (и это не только Паратов в «Жестоком романсе»). Некоторые роли и фильмы – это буквально диагноз.
«Фотограф»
Чехия, 2015
Диагноз. Бабник необыкновенный, отягощенный талантом: «Да, я творческий человек, мне нужны романы для вдохновения, а чётакова?». Байопик про культового чешского фотографа, в мастерской которого одновременно жили штук по пять девиц и ещё столько же «приходили». Даже когда одной удалось его окрутить, герой чуть ли не при ней пытается подбить клинья под мать невесты. Фотограф ходит по экрану с выражением на лице «Гулял, гуляю и гулять буду» и даже после личной катастрофы первое, что он делает – намеки новой пышной блондинке.
Звезды. Прототип героя фотограф Ян Саудек – действительно культовая фигура в Чехии. «Засада» фильма в том, что героя нельзя не полюбить, потому что играет его другая чешская мегазвезда — Карел Роуден, высокий блондин, покоривший Голливуд («Хэллбой», «Превосходство Борна», «Блэйд» и др.).
Возмездие. Однажды в мастерскую приходит ученица, которая очень грамотно прибирает фотографа к рукам: ведёт его дела, стиснув зубы терпит соперниц и вообще выглядит вполне счастливой и влюблённой «музой-мамочкой». А спустя какое-то время выясняется, что вилла, имущество и все авторские права Яна Саудека тайком переписаны на неё. Более того, девица рожает фотографу… внука, сойдясь с сыном Саудека. Это не кинопреувеличение: за судебным процессом 7 лет следила вся Чехия и на самом деле режиссер Ирена Павласкова снимала фильм об ужасной выскочке, присосавшейся к звезде.
Мораль. Их две. Горбатого могила исправит. Фотограф Ян Саудек был соавтором сценария и очевидно гордится количеством женщин. Вторая мораль лежит в плоскости твоего выбора: выходя за творческую личность, подумай, почему аристократические и буржуазные бабушки падали в обморок, узнав, что внучка влюбилась в художника. Хотя кто знает – может быть, пройдя через все тернии, вы войдёте в историю…
«Земля обетованная»
Польша, 1975
Диагноз. Махровый нарцисс-карьерист из серии «он шёл к успеху», причем по трупам. Классическая тургеневская девушка из разорившегося дворянского гнезда собирается замуж за друга детства, мечтающего покорить большой город. Отец девушки ради счастья молодых продает поместье, все дружно переезжают в промышленный Лодзь. На новом месте жених сначала решает свои дела, продуманно охмурив молодую жену старика-богача. А потом бросает невесту и женится на глупой и толстой дочке промышленного магната. Всё небогатое имущество тургеневской девушки сгорает в пожаре, герой чуть ли не на фоне огня уходит в замок тестя-магната.
Звезды. Потребуется усилие, чтобы не попасть под обаяние нарцисса, ибо его играет герой грез наших мам и бабушек Дэниэль Ольбрыхский («Пепел», «Невыносимая легкость бытия», «Сибирский цирюльник», «Гибель империи»). Автору «Земли обетованной» — одному из главных польских режиссеров Анджею Вайде — вряд ли понравилась бы наша однобокая трактовка. Ибо вообще-то фильм снят по роману Нобелевского лауреата Владислава Реймонта и рассказывает об эпохе первичного накопления капитала в Польше конца XIX века. Многие критики считают, что тургеневская девушка олицетворяет архаичную Польшу, павшую жертвой нового мира наживы и чистогана в лице героя.
Возмездие. Соответственно, и возмездие прежде всего классовое и социальное. В финале герой Ольбрыхского – уже заматеревший владелец заводов, газет пароходов. И тут его рабочие восстают против мизерных зарплат. Последний кадр – натуральный звериный оскал капитализма на лице Ольбрыхского, отдающего приказ расстреливать рабочих. Поскольку фильм снимался в социалистической Польше, предполагается, что дальше революция сожрала героя, но мы не уверены.
Мораль. Убедитесь, что вы с будущим мужем смотрите в одну сторону.
«Опасные связи»
США, 1988
Типаж. Типичный самовлюбленный светский лев. На спор с такой же циничной мадам соблазняет невинную девушку, которая собралась замуж за бывшего возлюбленного мадам. Имена интриганов – маркиза де Мертей и виконт де Вальмон – стали нарицательными, как минимум во Франции. Фильм и роман, по которому он снят, — буквально учебное пособие о том, как плести интриги и манипулировать наивными честными людьми.
Звезды. Это просто какая-то «голливудская Доска почета». Блистательный Джон Малкович — соблазнитель. Мишель Пфайфер, в героиню которой он попутно влюбляется. Глен Клоуз играет злодейку лет за 10 до «101 далматинца». Именно после «Опасных связей» стали звездами играющая невинную девицу Турман и Киану Ривз. Кстати, у оригинального романа – огромное число экранизаций. Его в разные годы ставили оскароносец Милош Форман («Вальмон», 1989), открывший миру Марину Влади и Бриджит Бардо режиссер Роже Вадим (он снял аж две версии: «Опасные связи» 1959 года и «Верную женщину» в 1976-м), в 1999-м вышла молодежная версия «Жестокие игры», а в 2003-м – целый мини-сериал.
Возмездие. Растлив чужую невесту, виконт де Вальмон сам становится жертвой любви – но к замужней благонравной даме. И буквально перерождается под ее влиянием. Но в конце назидательно погибает на дуэли.
Мораль. Будьте стойкими. А также: искренность и любовь побеждают цинизм и расчет (а вы не знали?).
«Газовый свет»
США, 1944
Типаж. Классический социопат-манипулятор. После фильма в психологии появился новый термин – газлайтинг: моральное абьюзерство без рукоприкладства. Все вот эти фразочки: «Ты все придумываешь», «Ты слишком впечатлительная», «Ничего этого не было» и т.п., которые делают из женщины жертву. Героиня фильма думала, что она сходит с ума и перестает выходить на улицу. А оказалось, что это муж ради наследства хотел упечь её в сумасшедший дом и получить опекунство. Например, в доме периодически меркнет свет. Муж уверял, что героине кажется, а на самом деле свет действительно притухал, когда абьюзер на чердаке искал шкатулку с драгоценностями.
Звезды. Эта роль принесла Оскара Ингрид Бергман, которая входит в сотню величайших актрис по версии Американского института киноискусств. Режиссер — Джордж Кьюкор, ранее снявший культовый «Моя прекрасная леди» и потом участвовавший в съемках «Синей птицы» с Элизабет Тейлор. Да и Шарль Буайе, сыгравший абьюзера, четырежды номинировался на Оскара.
Возмездие. Обман разоблачен, абьюзер осужден, в героиню влюбился сыщик, попутно распутавший убийство оперной дивы – тети героини.
Мораль. Если мужчина не хочет видеть то, что важно для тебя, это не с тобой что-то не так, а с ним и вашими отношениями. Когда тебе начинают внушать, что ты «не такая», пакуй чемоданы — свои или его.
«Большие глаза»
США, 2014
Типаж. Муж, снедаемый завистью к более талантливой жене. Фильм рассказывает о реальной истории художницы Маргарет Кин. Много лет Нью-Йорк носил на руках Уолтера Кина за его картины с детьми с огромными выразительными глазами. И только 10 лет спустя выяснилось, что все картины писала его жена Маргарет Кин – в мастерской, куда был запрещен вход даже дочери.
Звезды. Такой оскароносный состав абы что снимать не будет. Режиссер – великий Тим Бертон («Битлджус», «Эдвард Руки-ножницы», «Алиса в стране чудес», «Труп невесты» и т.п.), владелец коллекции картин Маргарет Кин. Главные роли исполнили Кристофер Вальц («Бесславные ублюдки») и Эми Адамс, получившая за роль художницы Оскара. Даже саундтрек писал 4-хкратный обладатель Оскара Дэнни Эльфман («Симпсоны», «Отчаянные домохозяйки» и почти все фильмы Бертона).
Возмездие. Маргарет заявила о своем авторстве и подала на Уолтера в суд только 10 лет спустя, сбежав от мужа на Гавайи. Ее интервью произвело эффект разорвавшейся бомбы и художнице пришлось прямо в зале суда писать новую картину. Маргарет получила 4 млн долларов компенсации.
Мораль. Если у тебя есть талант, не надо идти на компромиссы – это путь в никуда. Если ты Валерия — ищи своего Пригожина.