Фильм «Айка» в прошлом году попал в шорт-лист «Оскара» и взял один из главных призов в Каннах. Но Минкульт этого не оценил: сейчас Дворцевой должен выплатить огромный штраф за то, что не сдал картину в положенный срок.
Чтобы поддержать режиссера в трудную минуту, решили рассказать о каждой его ленте подробнее.
«Айка»
Действие фильма происходит в Москве, аномально снежной зимой. Молодая киргизская женщина Айка только что родила, но она не только не может оставить ребенка, но даже задержаться с ним в больнице хотя бы на день. Ее преследуют кредиторы, у которых она взяла в долг тридцать тысяч рублей. И теперь Айке нужно бежать как можно скорее: чтобы найти работу и избежать новых неприятностей.
«Айка» не только вошла в шорт-лист «Оскара», но и получила приз за лучшую женскую роль (актриса Самал Еслямова) на фестивале в Каннах. Но российский Минкульт, в отличие от кинокритиков и жюри главных мировых фестивалей, оказался безразличен к художественным достоинствам картины. Именно из-за этого фильма, который Дворцевой снимал почти шесть лет, он и оказался в неприятной ситуации со штрафами.
2018 год. Казахстан, Россия, Германия, Польша, Китай. Режиссер: Сергей Дворцевой. В главных ролях: Самал Еслямова, Давид Алавердян
«Счастье» и «Хлебный день»
Первый киноопыт режиссера, короткометражка «Счастье», показал степной быт семьи казахского кочевника. Хотя для Дворцевого это был дебют, «Счастье» получило не только фестивальную жизнь, но доступ к обычным зрителям. К примеру, его транслировали в эфире Первого канала.
В своем первом полном метре «Хлебный день», вышедшем через год, Дворцевой отправляется в Ленинградскую область в поселок с суровым номером вместо названия. Там влачат свое существование бывшие железнодорожники и торфодобытчики. Главное событие фильма и их жизней происходит по вторникам: когда прибывает вагон с хлебом. Старикам приходится самим тащить паек в деревню, чтобы поделить его между голодными жителями.
1998 год. Россия. Режиссер: Сергей Дворцевой.
«Трасса»
Для работы над этим фильмом режиссер вернулся из Северо-Западного региона в бескрайние просторы. Название «Трасса» обещает насыщенное движение и хоть какой-то намек на технологии и прогресс. Но оказывается, что упомянутая трасса — лишь каменистая тропка в пустыне, по которой изредка движутся старые грузовики. Иногда они останавливаются на отдых — пробираться через такую дорогу не сахар — и когда их накапливается достаточно, появляются бродячие артисты. Семья артистов живет здесь же, в доме на колесах в пустыне, и время от времени показывает забредшим зрителям свои «смертельные номера».
1999 год. Казахстан. Режиссер: Сергей Дворцевой.
«В темноте»
«Кино на пустом месте», — так сам Дворцевой описал идею снять документалку про обычного, но слепого пенсионера. Его герой Иван Николаевич в свои восемьдесять очень одинок. Он занимает дни плетением авосек, который дарит людям вокруг, но не все готовы их брать.
В интервью журналу «Сеанс» Дворцевой рассказал, что закончил с документальным кино. Чтобы снять хороший документальный фильм о человеке, режиссер должен слишком глубоко проникнуть в жизнь героя, но результат этого далеко не всегда получается приятным и лестным.
2004 год. Финляндия, Россия, Великобритания. Режиссер: Сергей Дворцевой.
«Тюльпан»
Как ни удивительно, для первого художественного фильма Дворцевой выбрал жанр комедии — но снова про жизнь в степи. В центре сюжета — вернувшийся из армии Аса, который мечтает о собственной семье, хозяйстве, отаре овец, но для этого нужно жениться. А единственная кандидатка в невесты, по имени Тюльпан, недовольна его… ушами.
Фильм Дворцевого дышит полной грудью не только за счет впечатляющих пейзажей и бесконечных собачек, овец и верблюдов, но и благодаря тому, что режиссер не забывает про свои документальные умения. Фильм оказался успешным, несмотря на запоздалый прокат в России, и получил главный приз «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля.
2008 год. Казахстан, Россия, Германия, Польша, Швейцария, Италия. Режиссер: Сергей Дворцевой. В главных ролях: Асхат Кучинчереков, Самал Еслямова