Нижегородская область первой продлила «ковидные каникулы». Похоже, это ждет и другие регионы: очередной этап карантина, многие сотрудники компаний вновь отправлены на «удалёнку», где им привычно не будет хватать времени, в том числе и на работу.
Несмотря на то, что большинству сотрудников офисов не нужно будет тратить время на дорогу до работы и можно многое успеть, например, заняться саморазвитием, прочесть давно запланированное, выучить штуки три иностранных языков, дела в реальности обстоят иначе. Мы ничего не успеваем! Более того, рабочий день привычно растянется во времени: если раньше для выполнения профессиональных обязанностей нам было достаточно периода с 10.00 до 19.00 (с вариациями), и этого нам с лихвой хватало не только на то, чтобы усердно поработать, но и выпить кофе, пообщаться с коллегами, пообедать (иногда не в офисе), посидеть в интернете и т.д. То в режиме удаленной работы времени традиционно ни на что не хватает. Почему так происходит?
На самом деле, режим «работы из дома» подходит далеко не всем. Людей, которые привыкли к регламентированному распорядку жизни, такой режим расслабляет. Если раньше человек понимал, что офис он приходит трудиться, а дом – это место отдыха, то с наступлением карантина всё встает с ног на голову. Дом становится местом работы: поэтому нахождение дома таких людей, как правило, расслабляет.
В итоге выполнение рабочих обязанностей откладывается, особенно, в том случае, когда с ними на одной территории присутствуют их близкие (дети, мужья, родители), которые не воспринимают их в качестве сотрудников фирмы. Они хотят, чтобы с ними играли, делали уроки, общались, вовремя накрыли на стол, приготовили что-нибудь вкусненькое, вместе посмотрели кино.
Есть, конечно, и другие люди: те, кто добровольно выбирает режим «работы из дома». Что отличает таких людей? Во-первых, осознанность выбора: их не пугает, что рабочий день не ограничивается привычными 8 часами плюс обед. Они могут подстраиваться под обстоятельства и в зависимости от них планировать свое время. Да, человек, который успешно и давно работает на удаленке, имеет свое представление о тайм-менеджменте и умеет совмещать работу и свои дела, самостоятельно принимая решение о том, что в данный момент у него в приоритете. В этом плане его можно назвать более мобильным.
И если вы хотите все успевать в режиме самоизоляции, тогда вам тоже стоит задуматься о тайм-менеджменте и планировании дел на день вперед. Поэтому на первом месте у вас должна быть дисциплина. Если раньше, в офисе, эту функцию выполняло рабочее время с десяти до семи, и вы знали, что за него вы должны успеть то-то и то-то, то теперь контроль за временем и выполненной работой возложен на вас. Если вы хотите не только работать по дому и выполнять свои профессиональные обязанности, но и читать, отдыхать, получать удовольствие от жизни, то вам надо строго разграничить периоды, когда вы что-то делаете. Естественно, стоит обговорить некоторые вопросы и со своими домашними.
Например, что со стольких-то до стольких-то вас трогать вообще не нужно – вы «на работе». Да, придется все регламентировать, не отвлекаться, обустроить свое рабочее пространство и запретить вам мешать, пока вы заняты. Тогда у вас гарантировано появится больше возможностей и времени и на себя, и на то, чтобы общаться со своими близкими. Главное, не отвлекаться, не заниматься в период работы посторонними делами – например, не смотреть телевизор, и тогда у вас все получится.
Нурия Архипова, эксперт, директор по стратегическому развитию, специально для «Русской теленедели»