Нестандарт и отвага. Символы 90-х. Они изменили реальность. Рассказываем поколению «тиктока» про легенды нашего времени.
Звуки Му
Начнем с группы “Звуки Му”, как одной из самых культовых отечественных рок-групп. Во главе с Петром Мамоновым она вошла в некий культурный код русского человека. И говорить мы будем о их альбоме 1991 года “Транснадежность”. Это последний альбом, выпущенный в золотом составе группы: Петр Мамонов, Алексей Бортничук, Александр Липницкий, Павел Хотин и Алексей Павлов. И это первый альбом, который выпустили на дисках, а не на кассетах, как раньше.
Абсолютно психоделическое звучание композиций уводит куда-то в транс за счет речитативного исполнения Мамонова — именно то, что цепляет слушателя в “Звуки Му”. На тот момент это отлично корреспондировало с реальностью. Да и вообще, Мамонов стал русским Франсиско Гойя, но в музыкальном плане. Это своеобразное явление подсознания русского человека, нечто хтоническое. И оно было и будет актуально. А если и вовсе смотреть на это в культурологическим плане, то “хтонь” шла от фильма “Скверный анекдот” Алова и Наумова к “Звукам Му”, и идет-шагает дальше.
Nirvana
Nirvana стала настоящим голосом поколения Х (люди, родившиеся в период с 1963 — 1980 годы), телеканал MTV бесконечно крутил их клипы, а солист группы Курт Кобейн стал кумиром миллионов. И рецепт такого успеха, казалось бы, прост. Для того, чтобы играть их песни не нужна навороченная крутая гитара — достаточно иметь любую, которая просто-напросто работает. Да и сами члены группы во главе с Куртом Кобейном выглядели максимально приземленно, это были этакие ребята из соседнего двора, ставшие звездами, и поэтому каждый мог себя ассоциировать с ними.
Альбом “Nevermind” стал самым известным и прибыльным среди всех остальных альбомов Nirvana. На самую первую песню альбома “Smells like teen spirit” был снят клип, который вы сами наверняка видели. Это действительно потрясающая песня, которая ломала представление о роке на тот момент. В песне «Polly» из этого альбома Курт Кобейн решил осмыслить одно ужасающее событие, которое произошло 1987 году. 14-летняя девочка возвращалась домой с концерта, но была похищена. Боб Дилан, послушав эту песню, сказал: “У него есть сердце”. А вот песня “Something in the way” отразила в себе воспоминания фронтмена о том, как он спал под мостом, поскольку, когда Курт ругался со своей мамой и отчимом, то уходил из дома, а спать, кроме как под мостом, было негде.
Кино
Говоря об альбомах, изменивших мир 90-х, мы, конечно, вспоминаем о легендарном «Чёрном альбоме» — последней студийной пластинке рок-группы «Кино».
Демо-версию альбома лидер группы «Кино» Виктор Цой и гитарист Юрий Каспарян записали летом 1990 года, но заканчивал работу коллектив уже без своего фронтмена: главная звезда советской музыки и всемирно известный Рок-музыкант погиб в результате аварии на трассе «Слока — Талси» возрасте 28 лет. Альбом создали на основе записанного ранее голоса Цоя и звука его гитары. Альбом наполнен настроением пессимизма и депрессии. Некоторые поклонники творчества Цоя находили в этом связь с его смертью.
Мнения по «Чёрному альбому» расходились: одни эксперты высоко оценивали новую музыку, другие считали, что коллектив «повторяется» и называли материал однообразным, монотонным и схожим с альбомами, записанными ранее. Лидер группы «Аквариум», Борис Гребенщиков отмечал: «Последние три альбома он всё время говорил одно и то же. Разными словами выражался один и тот же эмоциональный знак. И не потому, что ему нечего было сказать, а потому, что это было то, что нужно сказать. И в последнем альбоме это сказано с максимальной простотой».
Даже сквозь время 1991 год источает тяжесть и усталость, в определенный момент дошедшую до предела. Но пока у народа оставалась надежда — Цой был ее голосом
Metallica
В 1991 году группа Metallica, которая отмечает в этом году свое 40-летие, выпустила одноименный альбом «Metallica», также известный как «Black Album».
Несмотря на коммерческий успех четвертого альбома группы «And Justice for All» (1988), многие критиковали то, как Флемминг Расмуссен спродюсировал альбом (отсутствие партии бас-гитары и в целом звук пластинки). Песня «One» с альбома попала в шорт-лист номинантов «Грэмми» (1989), однако премия совершенно неожиданно досталась группе Jethro Tull. Музыканты Metallica постарались перевести эту малоприятную историю в шутку, предложив добавить на альбом «And Justice for All» этикетку: Grammy Award Losers.
Это не могло не повлиять на настроение участников группы и заставило вдумчиво подойти к концепту нового альбома. Цель оправдывает средства. И если цель – захват мира, то тут любые средства хороши. Кирк Хэммет: «Мы решили так — запишем альбом, состоящий из многих коротких песен, покрутим эти гребаные песни по радио и промоем мозги всему миру. Это было нашей целью, и мы сделали это!».
Начали с поисков продюсера, засветившегося в мейнстриме и разбирающегося в музыке, близкой группе. Таких немного: Майк Клинк, записавший с Guns N’ Roses альбом «Appetite»; Роберт Джон «Матт» Ланге – спродюсировавший альбом «Hysteria» группы Def Leppard, и, наконец Флемминг Расмуссен. Однако выбор остановился на канадце по имени Боб Рок, работавшем над успешными альбомами группы The Cult («Sonic Temple») и Motley Crue («Dr Feelgood»).
Работа началась в начале октября 1990 года и завершилась только больше десять месяцев спустя. Он стоил $1 миллион и тонны нервов. «Самый сложный альбом, который я когда-либо делал». Так до сих пор говорят о той записи все участники, которые к концу уже практически «возненавидели друг друга». Альбом был более чем доброжелательно принят не только в изданиях о металле, но и в респектабельных глянцах, таких как Rolling Stone, Time Out, New York Times, LA Times, Village Voice.
В сентябре 1991 года, спустя всего полтора месяца после релиза альбома, Metallica открыла свое выступление в Москве (CCCP) на фестивале Monsters of rock в Тушино новым (на тот момент) хитом Enter Sandman.
Итак, к чему мы ведем!
Путь величайшей метал-группы на музыкальный Олимп занял 10 лет. Всего 10 лет. Участникам фестиваля RepBazaFest (35+) желаем успехов! Терпение и труд — все перетрут. Ну и продюсеров правильных на творческом пути повстречать! Заявки на участие в фестивале принимаются здесь.
Агата Кристи
Последний альбом 1991 года, о котором мы расскажем сегодня — «Декаданс» советской рок-группы «Агата Кристи».
В середине и во второй половине 1990-х годов коллектив был одним из самых известных и культовых, и, по мнению некоторых поклонников творчества группы, альбом «Декаданс» мог быть одной из причин такой популярности.
Песни альбома были менее именитыми, чем предшествующие, однако отличились необычным и сложным звучанием. В пределах творчества группы этот альбом можно назвать поистине революционным: нестандартный смысл текста, объём и звучание в сравнении с предыдущими альбомами создают ощущение, будто мы слушаем две разные группы.
После выхода «Декаданса» коллектив взял вынужденный творческий перерыв, однако парой лет позже снова собирал стадионы по всей России и был самой успешной гастролирующей группой.
Создатель и саунд-продюсер «Агаты Кристи» Вадим Самойлов говорил — «Стать рок-звездой — это не цель, а следствие. Творчество — это прежде всего самовыражение. Надо искать в себе самое уникальное и неординарное, самое честное и искреннее, то, что не крикливо и чисто, как первоисточник».
Авторы подборки: Арина Бокова и Лина Осипова