30 января исполняется 100 лет со дня рождения кинорежиссера Леонида Гайдая.
Он еще при жизни стал классиком советского кино. Многие знаменитые комедии Леонида Гайдая популярны и любимы зрителями до сих пор. Вспоминаем, как работал режиссер над своими фильмами.
Его первая самостоятельная режиссерская работа – сатирическая комедия «Жених с того света» с треском провалилась. Чиновникам она не понравилась, поэтому выпустили ее небольшим тиражом, в результате, мало, кто ее тогда увидел. Конечно. Гайдай очень расстроился и решил больше комедий не снимать. Кто бы мог подумать, что в будущем он станет королем комедийного жанра. Однако, руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев уговорил режиссера снять короткометражку по фельетону «Пес Барбос». В главных ролях снялась, ставшая уже потом знаменитая троица: Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов.
— Гайдай не произвел на меня впечатления комедийного режиссера, — вспоминал об этой работе Никулин. – Мне тогда казалось, что, если человек снимает комедию, то должен непременно и сам быть весельчаком… А передо мной стоял совершенно серьезный человек.
На волне успеха этой картины была снята и следующая короткометражка «Самогонщики». Так Леонид Гайдай начал снимать комедии.
— Когда мы делали наши фильмы, то на съемочной площадке придумывали трюки, — вспоминал Евгений Моргунов. – Гайдай за каждую придуманную шутку или трюк дарил бутылку шампанского, и каждый из нас старался эту благодарность со стороны режиссера заслужить.
— Леня был большим ребенком, — вспоминает вдова режиссера актриса Нина Гребешкова. – Ему нравилось, когда его хвалили, но никогда не организовывал почести себе. Он прекрасно чувствовал ритм картины, знал, где нужно сократить, а где чуть-чуть затянуть. Он говорил: «Здесь будут смеяться, надо добавить пятнадцать кадров, а то зрители не услышат реплики». Сцены проходил с секундомером. Когда работал над фильмом, весь наш дом был завален бумагами с рисунками, — Леня сам делал раскадровку каждого эпизода. Ночами он сидел, рассматривал, рисовал, прикидывал. На съемку приходил подготовленным, точно знал, как он будет снимать.
Картины режиссера – «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев» и другие – били все рекорды по просмотрам. И это нравилось Гайдаю, расстраивался, если не видел в афише того или иного кинотеатра своего нового фильма.
В последние годы жизни, в 1990-е, когда кино у нас мало снималось, Гайдай тоже остался почти без работы. Его последняя картина «На Дерибассовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», которая вышла в 1992 году, в прокате провалилась. Критики писали, что режиссер потерял чувство юмора и не может угадать, что теперь нужно зрителю. Леонид Гайдай, читая критику, переживал. Через год после этой картины режиссер скончался, — оторвался тромб.