Мастроянни пел с цыганами, Делон требовал защиту, Брыльска не хотела целоваться: 7 зарубежных артистов, которые снялись в советских фильмах
Анни Жирардо
Когда режиссер Сергей Герасимов снимал фильм «Журналист» (1967), то ему захотелось показать «блеск и очарование Парижа». И он обратился к мировой кинозвезде Анни Жирардо. По сути, в этом фильме она сыграла в одном из эпизодов саму себя – известную французскую актрису, с которой встречается советский журналист во время поездки в Европу. А следующий советский фильм с Жирардо – стала картина о французской пианистке «Руфь» (1989).
По словам оператора-постановщика фильма Игоря Бека, работать с актрисой было очень приятно, она выполняла любые самые сложные задачи режиссера и не строила из себя звезду. За все время съемок Жирардо лишь однажды отказалась выполнять пожелание режиссера. Ей нужно было переодеваться перед камерой и ее попросили надеть белье, которое носили советские женщины. Актрисе протянули бюстгальтер 1950-х годов… Вот тут-то душа француженки всецело воспротивилась, это было выше ее сил. «Я этот парашют не надену! Я лучше буду сниматься… без него», — заявила Жирардо. В результате, так и снимали.
Шон Коннери
Сюжет фильма Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969) повествует об интернациональной арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле на дирижабле «Италия». Одну из ролей сыграл голливудский актер Шон Коннери, который сыграл Амундсена. Артист снимался в России в течение всего трех недель. Несмотря на то, что его роль была небольшой, он получил прекрасные отзывы критиков.
— Мы ждали от Шона просьбы «показать Москву», но не дождались и пришли с предложением сами, — вспоминает продюсер Борис Криштул. — В нашем списке, кроме Большого театра, значились Кремль и Оружейная палата, театр на Таганке, Троице-Сергиева лавра в Загорске, цирк и обязательные «валютные» магазины «Березка» с икрой, лаковыми матрешками и балалайками. Шон равнодушно пробежал глазами список, отложил его и попросил… показать ему фильм «Андрей Рублев»! Мы ожидали чего угодно, но только не этого.
Барбара Брыльска
Режиссер фильма «Ирония судьбы или, С легким паром!» (1975) Эльдар Рязанов впервые увидел Барбару Брыльску в польском фильме «Фараон». Она ему запомнилась своей особой красотой и выразительными глазами. Когда он готовился к съемкам «Иронии…», то поначалу вовсе не думал о какой-то зарубежной актрисе и пробовал наших – например, Людмилу Гурченко, Алису Фрейндлих, Светлану Немоляеву и других. Но Рязанов сомневался. И все-таки решился попробовать Брыльску.
Несмотря на акцент (озвучивала актрису Валентина Талызина, а спела за нее Алла Пугачева), польская актриса снялась в фильме и стала больше популярной, чем у себя на родине. По словам актрисы, самое трудное для нее было на съемках, — поцеловаться с Юрием Яковлевым (Ипполит), который ей вовсе внешне не нравился.
Эва Шикульская
Еще одна польская актриса снялась в советском фильме, — в «Звезде пленительного счастья» (1975) Эва Шикульская сыграла роль Полины.
— С нежностью вспоминаю свой первый приезд В СССР, на съемки этого фильма, который сделал мою актерскую молодость радостной, — вспоминает актриса. — Полину Гебль, об этом мало кто знает, должна была играть итальянская звезда Доминик Санда, но что-то там не случилось и, к счастью для меня, в итоге сумасбродную француженку сыграла я.
Норберт Кухинке
Немецкий журналист Норберт Кухинке снялся в роли иностранца Билла в фильме «Осенний марафон» (1979). Долго решал режиссер Георгий Данелия, как снимать Норберта Кухинке. Ведь до этого люди из капиталистических стран в нашем кино не играли. А тут «экземпляр» из ФРГ, да к тому же не актер, а журналист, которого режиссер познакомил общий знакомый. Написали письмо в Госкино с просьбой разрешить. Получили ответ: «Обращайтесь в Министерство иностранных дел». Написали. Оттуда послали в КГБ. Там ответили: «Напишите в Госкино». Плюнув на этот замкнутый круг, Данелия решил снимать Кухинке без разрешения.
— Режиссер утвердил меня сразу, как только увидел на «Мосфильме», — вспоминал Кухинке. – Но я не горел желанием сниматься, да и работы тогда было много. Все-таки меня уговорили, но я поставил условия, что буду сниматься по выходным дням. Во время съемок в Ленинграде мы всей актерской группы примерно через день ходили в ресторан на Невском проспекте. Знаете, я ведь частенько перепивал русских. Раньше в таких количествах водку пил! Но никогда не был в «трезвевателе», как мой герой Билл.
Ален Делон
Когда на экраны вышел фильм «Тегеран 43» (1980), где одну из ролей сыграл французский актер Ален Делон, это стало настоящей сенсацией в мире кино. Ведь тогда актер уже приобрел свою мировую славу и уговорить его сниматься было очень сложно. Режиссеру Владимиру Наумову стоило немало усилий, чтобы пробиться к Делону и вручить сценарий будущей картины. К счастью, тот все-таки согласился.
— Ален Делон такой крепкий человек, красавец, — рассказывает актриса Наталия Белохвостикова. — В момент одной из сцен, где пришлось нам падать, он сказал режиссерам, что ему нужны наколенники, чтобы не получить травм. Он был буквально весь зашит. А я снималась в обычном пальто и на каблуках. Ален Делон подошел ко мне и спросил: «И как ты собираешься играть?» Я поняла, что ему стыдно за просьбу о наколенниках.
Марчелло Мастроянни
— В 1986 году я совершенно неожиданно узнал, что Мастроянни хотел бы со мной работать, — вспоминает режиссер Никита Михалков. — Это меня очень удивило, я совершенно не представлял, что он видел мои картины. Мы встретились в Париже и договорились, что будем вместе что-то делать… В результате, получился фильм «Очи черные». Самому Мастроянни очень хотелось сыграть кого-либо из персонажей Чехова – и мы с Александром Адабашьяном решили сделать трансформацию: такой парафраз Чехова для Мастроянни. За основу мы взяли «Даму с собачкой», но героя сделали не русским, а итальянцем, который влюбляется в русскую на итальянском курорте. То есть это не экранизация Чехова в полном смысле, там даже в титрах написано: «По мотивам А. П. Чехова». Это самостоятельное произведение, но с чеховской атмосферой.
Съемки фильма «Очи черные» проходили в Костроме. Местные жители были в шоке, когда на улицах вдруг появлялся Марчелло Мастроянни. Но он быстро освоился, подружился с цыганами, пел, танцевал и даже научился звонить на телефонную станцию, выучил слово «девушка». Он часто звонил своему брату, просил, чтобы его связали то с Римом, то с Лос-Анджелесом. У телефонисток была паника: из Костромы с Москвой-то тяжело было связаться, а тут с Америкой просят! А еще Марчелло скрывался от своих женщин, говорил им: «Я в Сибири, у меня связи нет!» Таким образом, он мог связываться только с теми, с кем хотел.