8 октября 23 года назад ушёл из жизни Народный артист России Всеволод Ларионов. Вспоминаем 5 самых известных его ролей.
«Пятнадцатилетний капитан» (1945)
На момент съемок фильма юный Сева Ларионов был на год старше своего героя – 15-летнего Дика из знаменитого романа Жюля Верна. На эту роль его выбрали из тысячи подростков, которые, узнав о съёмках, атаковали студию «Союздетфильм». Впоследствии актёр вспоминал, что во время этой работы не знал, куда девать руки, и его снимали так, чтобы руки в кадр не попадали, если по ходу действия они не были ничем заняты. После премьеры «Пятнадцатилетнего капитана» Всеволод Ларионов стал популярным и твёрдо решил обязательно стать актёром. Но его мама – актриса Татьяна Фохт была против. Именно по её настоянию юноша начал учиться в авиационном институте, но потом всё-таки ушёл в театральную студию при театре имени Ленинского комсомола.
«Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972)
В кино у артиста были простои. И тогда спасала озвучка. Ларионов дублировал многих зарубежных актеров: Алена Делона («Зорро»), Даниэля Ольбрыхского («Потоп»). Но самым любимым его «персонажем» стал недотёпа в исполнении Пьера Ришара в нескольких картинах. Впервые Ларионов озвучил Ришара в фильме «Высокий блондин в чёрном ботинке». Затем были знаменитые: «Игрушка», «Возвращение высокого блондина» и другие. Актёр любил шутить, мол, так хорошо у него получается озвучивать французских артистов, потому что по линии мамы он имеет французские корни.
«38 попугаев» (1976)
Многие помнят советский мультипликационный сериал про жизнь в неких джунглях слона, удава, мартышки и попугая. Озвучив роль всезнающего яркого пернатого, Ларионов еще много раз в разных мультиках говорил за попугаев. Такой ярлык к нему приклеился. Художник-постановщик Леонид Шварцман рассказывал, что того самого первого попугая Ларионова «лепили под Ленина». Но попугай был не единственной птичьей ролью Ларионова в мультфильмах. Еще до «38 попугаев» он побывал орлом в экранизации мифа «Прометей». А самую заметную и фантастичную птицу озвучил в «Тайне третьей планеты». Там он говорил не только за профессора Селезнева, но и за Говоруна, отличающегося умом и сообразительностью.
«12 стульев» (1976)
В экранизации Марка Захарова Ларионов сыграл музыканта Изнуренкова. По сюжету герой должен был наиграть мелодию на пианино. Но, поскольку сам артист музицировать не умел, то его озвучивал профессиональный пианист.
— Всеволод Дмитриевич даже самую маленькую роль, какой и был Изнуренков в нашем фильме, мог превратить в гротеск, — рассказывал Марк Анатольевич. – Врожденные обаяние и интеллигентность Ларионова придавало особую притягательность даже к его отрицательным персонажам в кино и на сцене.
«Родня» (1981)
В фильме Никиты Михалкова артист сыграл эпизодическую роль генерала. Почти без слов. Вот он встречается с главной героиней в исполнении Нонны Мордюковой в поезде. Затем они случайно пересекаются на дороге в соседних машинах. Затем в конце фильма на вокзале. Михалков был уверен, что в этой роли ему был нужен именно Ларионов, потому что режиссёр хотел показать человека в погонах благородного, с достоинством, благожелательного, каким и был сам артист. И Ларионов не смог отказать режиссёру даже в такой небольшой работе.