5 советских фильмов, где свои роли сыграли «подиумы» и манекенщицы
«Девушка без адреса» (1957 г.)
Сам режиссер картины Эльдар Рязанова не любил почему-то это свое кинопроизведение. Например, в его книге мемуаров он не посвятил ни одной строчке этой работе. Тем не менее, историю про Катю Иванову (актриса Светлана Карпинская), которая оказалась в Москве, показывают по телевизору часто. В фильме есть эпизод, когда героиня случайно попадает в демонстраторы одежды. Книга Аллы Щипакиной «Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14» начинается именно с упоминания фильма «Девушка без адреса». Автор книги — ведущий искусствовед Общесоюзного дома моделей вот что пишет о роли этого фильма и о профессии демонстратора одежды (именно так в 1950-х назывались модели): «Впервые на экране фигурировал ставший впоследствии знаменитым Красный зал с белыми колоннами и бархатными стульями. На этом фоне двигалась «как манекенщица» очаровательная девушка. Родилась сенсация, пришла известность».
— Рязанов запретил накладывать мне какой-либо грим, — вспоминала Карпинская. — Тогда я очень расстроилась. Даже мой партнер Рыбников говорил: «Какая чудная девочка! Что же она у вас все время в какой-то убогой юбке ходит и в этом жутком платке? Да вы хоть волосы ей распустите!» Ведь у меня была коса до колен, которую так никто и не увидел. А еще режиссер заставил меня за несколько недель перед съемками срочно сбросить вес, так что приходилось каждое утро начинать с пробежки и сидеть на строгой диете.
«Живет такой парень» (1964 г.)
Этот фильм стал режиссерским дебютом Василия Шукшина. На главную роль – Пашки Колокольникова он пригласил своего друга Леонида Куравлева. Сцена, когда в сельский клуб приезжает коллектив Дома моделей с показом моды, снимали в одном из алтайских сельских клубов. «Показ моделей одежды осенне-зимнего сезона», — объявляет ведущая. В первую очередь демонстрируется рабочая одежда, «Это — Маша-птичница. Ее маленькие пушистые друзья сразу узнают ее в этом простом, красивом платьице. И, едва завидев ее, толпой бегут к ней на встречу», — представляет ведущая женщину в платке и фартуке. А поскольку Маша еще и студентка, то на переднике есть специальный карман, куда Маша кладет учебник. Еще тут же был представлен женский «костюм для полевых работ», который демонстрировала «ударник Коммунистического труда Наташа». Ну, а «ансамбль для пляжа» – купальный костюм, конечно, особенно понравился мужчинам в зале. Для тех времен показать женщину в купальнике на экране было смелым решением.
«Бриллиантовая рука» (1968 г.)
«Брюки превращаются… Превращаются брюки…» — все помнят эту фразу из эпизода показа мод в фильме «Бриллиантовая рука», когда у демонстратора одежды Козодоева (Андрей Миронов) не срабатывает молния. Демонстрация летнего комбинированного костюма «Универсал-69» — одна из самых известных модных сцен в отечественном кинематографе. Место для его презентации было выбрано ироничное – форум современной одежды в Житомире. Почему этот белый костюм такой странный? В конце 1960-х комбинаторность была большим трендом: гардероб советского человека должен был быть небольшим, но функциональным. Именно поэтому пиджак мог стать курткой, а брюки – шортами.
Сцену снимали в московском Доме моделей и в ней участвовали работающие там манекенщицы.
«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.)
Еще один фильм Эльдара Рязанова, в котором он вспомнил о показе мод, — в сцене, когда итальянцы со своим «гидом» бегут за героиней фильма Ольгой (Антония Сантилли), они оказываются в ГУМе. Там в салоне мод начался показ «туалетов весенне-летнего сезона». Сначала на подиуме мы видим, как манекенщица демонстрирует «скромное вечернее платье из серебристой парчи». Когда из зала на подиум вбежала Ольга, ведущая не растерялась и стала описывать ее одежду: «Повседневный костюм — жакет из темного синего бархата…» За кулисами Ольгу по ошибке одевают в черное платье с красной розой, которая, по словам ведущей, придает «легкую загадочность туалету». «В этом платье вы можете пойти куда угодно», — убеждает ведущая показа. Героиня так и поступила: в казенном платье с подиума побежала через зал на улицу.
«Место встречи изменить нельзя» (1979 г.)
В знаменитом 5-серийном фильме Станислава Говорухина мы наблюдаем показ сезонных мод, когда Володя Шарапов (Владимир Конкин) приходит поговорить с модельером Ириной Соболевской (Наталья Фатеева). Она представляет свою коллекцию от Дома Моделей, рассказывая, какие линии будут в трендах послевоенной моды. Съемки этого эпизода проходили в Одессе на эстраде центрального парка, снимались настоящие манекенщицы местного Дома моделей.