Современные дети уже разительно отличаются от поколения тех, кто взрослел 15, и даже 10 лет назад. Если раньше основным ориентиром для ребенка были его родители, которые в следствие социально-экономических проблем всеми силами стремились решить их, без оглядки на других, то сегодня дети получают огромное количество информации в интернете. Именно в социальных сетях набирают обороты флешмобы доброты и созидания, а подростки активно стримят на нужды своих друзей или свои собственные. Современные дети получили возможность с ранних лет задумываться над тем, что сделать доброе дело — равно сделать мир чуть лучше, а значит участвовать в создании этого мира.
Стремление творить добро становится потребностью, но очень важно вовремя направить ребенка по верному пути, пояснить как помогать правильно, и с максимальным положительным результатом.
За прошедшие полтора-два десятка лет отношение к благотворительности в обществе сильно изменилось. Стихийные организации «тимуровцев» постепенно заместили грамотно выстроенные благотворительные фонды, которые оказывают помощь адресно, конкретным людям, и именно в том объеме, который необходим, чтобы победить проблему. Участие в благотворительности становится престижным, и благодаря совместному опыту многих стран мы уже поняли значимость системной профессиональной помощи.
Однако, если для взрослых, вследствие жизненного опыта и свободного владения информационными потоками, само понимание «благотворительности» является абсолютно прозрачным, то детям требуются доступные объяснения, прежде всего в формате «кто, кому и зачем помогает» — именно ради формирования правильного отношения к благотворительности и воспитания социальной ответственности как таковой.
Понятие социальной ответственности важно прививать как можно раньше, буквально с детского сада, потому что именно в этом возрасте у ребенка закладываются моральные и нравственные ориентиры, которые он пронесет через всю жизнь.
К окончанию младшей школы дети уже четко для себя определяют «что такое хорошо и что такое плохо», донести до них что-то новое, отличающееся от сформированного мировоззрения становится сложно, к тому же, познавая мир, у ребенка возникают уже другие вопросы, на которые, безусловно, так же необходимо отвечать, но они уходят все дальше от понятия благотворительность. Поэтому задача родителей и учителей заключается в грамотной и системной подачи информации.
Давайте рассмотрим такой вариант:
Какие два слова образовали «благотворительность»? Это слова «благо» и «творить». Как ребенок понимает значение слова «благо»? Например, накормить птичку, сделать скворечник — это благо? А починить что-то дома или в школе, помочь донести сумку? Такие маленькие благие дела помогают сформировать само понятие добра. Но творить добро можно не только по отношению к птичке или своей семье: на свете есть много таких же мальчишек и девчонок, которым нужна помощь. И можно, например, копить мелочь в копилке и потом принести ее в благотворительный фонд, чтобы помочь ребенку, которому в этот момент плохо: он болеет и его тоже можно «починить». Важным тезисом здесь выступает то, что дети помогают таким же, как они, детям.
Помогать и делать благие дела можно вне зависимости от того, сколько тебе лет. Если кто-то болеет, он более слабый, а значит он нуждается в помощи. Когда ты помогаешь слабым, ты становишься более сильным.
Пример мелочи в копилке, которую ребенок готов отдать на благотворительность очень показателен именно тем, что доказывает: помогать можно в любом возрасте и в любых объемах. Так, благотворительный фонд «Линия жизни» в 2009 году организовал акцию «Чья-то жизнь — уже не мелочь», и за прошедшие 14 лет было собрано 25 450 843 рублей. Цифра поражает воображение, потому что появилась она именно из тех монеток в 2, 5 и 10 рублей, которые отдавали участники акции на спасение жизни. Помощь получили 89 детей тяжелобольных детей.
Поэтому проводить с детьми уроки, на которых объясняется принцип благотворительности, в основе которого — помощь по возможности, возможности, которая есть у каждого, даже самого маленького — чрезвычайно важен. Конечно, одного урока недостаточно. Основа благотворительности — системность, стать благотворителем один раз можно, но важно объяснить детям, что регулярно творить благие дела — это правильно и почетно.
К более старшим школьникам, например, можно пригласить представителя какого-либо благотворительного фонда, и под его руководством провести деловую игру по созданию своего фонда, чтобы «изнутри» понять принцип работы подобной организации. Кроме того, в процессе деловой игры старшие дети научатся последовательному подходу к оказанию помощи, осознают масштаб задач, стоящих перед фондами и важность их решения.
Благотворительность сегодня — это не просто тренд. Это образ мышления и восприятия действительности, в которой наши дети, под нашим руководством, учатся формировать будущее. И самое главное — направить эти ростки добра в нужное русло.
27 и 28 мая фонд «Линия жизни» приглашает всех желающих помочь детям на традиционную акцию «Чья-то жизнь уже не мелочь» в Сад Эрмитаж. Можно приносить не только монеты, но и сделать любое пожертвование, которое станет важным вкладом в здоровье малышей.