6 апреля исполняется 90 лет Народному артисту России Станиславу Любшину. Вспоминаем самые известные роли актера в кино.
«Щит и меч», 1968
В начале 1960-х годов к Любшину режиссеры только присматривались. Он играл в театре «Современник», немного снимался в кино, но все-таки не был еще так популярен. На роль главного героя фильма «Щит и меч» — разведчика Александра Белова (он же — Йоганн Вайс) рассматривали многих актеров: Юрия Соломина, Александра Белявского и других. Но режиссер Владимир Басов выбрал Станислава Любшина по фотографии.
— Басов на съемках его часто просил: «Не улыбайся, будь простаком!» Хотел его сделать не заметным, серым, как все разведчики. Но Слава все-таки иногда улыбался. И тогда он становился очень заметным, — вспоминает исполнительница роли Нины («Спица») актриса Валентина Титова.
«Пять вечеров», 1978
Этот фильм, где Любшин сыграл Александра Ильина, сняли за 26 дней. Тогда это был рекорд для советского кино!
— Я долго не верил, когда мне предложили эту роль, ведь в этот момент Никита Михалков снимал своего «Обломова», находился в паузе между съемками двух серий, — вспоминает Станислав Любшин. – Но потом – звонок в дверь: вот вам билет на самолет на съемки в Киев. Мы снимали с утра до ночи, по две смены. Я рад, что такая роль у меня была, ведь там рассказано, что именно только любовь спасет мир.
«Не стреляйте в белых лебедей», 1980
В этой картине Родиона Нахапетова актер сыграл сельского жителя Егора Полушкина, который так заботится о животных. Герой фильма очень похож на юродивого. Но таковым не является: он юродствует не ради смирения перед Богом, а просто потому простодушен до идиотизма.
«Кин-дза-дза!», 1986
В фильме Георгия Данелия Любшин сыграл советского прораба Владимира Машкова, который неожиданно оказывается на другой планете Плюк. Вообще, на эту роль планировали Александра Фатюшина, но актера на съемки не отпустили из театра. Данелия остановил свой выбор на Любшине.
— Когда начали снимать, я, как театральный артист, стал изводить режиссера вопросами: «А почему с моим героем происходит то-то? А вот это про что? А так почему?» — вспоминает Станислав Андреевич. – И это происходило до тех пор, пока мой партнер по фильму Евгений Леонов не сказал: «Славка, да играй ты как хочешь! Чего ты привязался к режиссеру?» Кстати, после смены мы в 60-градусную жару в пустыне Туркмении еще и в футбол играли. Данелия от всего этого в ужас приходил, боялся, что с нами что-то случится. Артистов-то в пустыне не найдешь. А мы после футбола еще и в сауну шли.