Поговорили с актёром театра и кино о ролях – судьбоносных и желаемых, о «Мёртвых душах» Гоголя в современном прочтении, жизни петербуржца в Москве и актёрской зрелости.
Саша, прочитали твою биографию – в ней сказано, что заявку на участие в ситкоме «Универ» ты подал в 2008 году, а ответили тебе лишь 5 лет спустя – в 2013 году. Что это было? Та самая судьба, от которой не уйдёшь?
Да, это так – я оставил заявку и уже даже забыл об этом. Получить приглашение спустя такое количество времени, да ещё и неожиданно – я о таком даже не мечтал.
Ради «Универа» ты переехал из Петербурга в Москву вместе с семьёй. Что было самым сложным в адаптации? Когда бываешь в родном Питере, что стараешься сделать, где побывать?
Самое сложное для петербуржца в Москве, да и не только для жителя Северной столицы, для любого человека из провинции – это расстояния. Москва огромная, необъятная, не совсем удобные районы – в Петербурге всё достаточно компактно, можно с комфортом жить в любом. В Москве приходиться стоять в многокилометровых пробках и, к слову, они всё же движутся в отличие от того же Питера. Москва стремительно развивается, власти очень многое делают, но к расстояниям я не могу привыкнуть до сих пор. И хочу сказать о случайных людях, о дилетантах, непрофессионалах – в Москве их очень много во всех сферах, они постоянно появляются, но их быстро «выплёвывает» обратно в регионы, такие люди здесь не задерживаются.
Когда я возвращаюсь в Питер, обычно ночным поездом, иду от вокзала по Невскому, напитываюсь родным городом и всегда встречаю кого-то знакомого – вроде здесь живёт 4 000 000 человек, но каждый раз это как-то происходит.
Какой момент в биографии твоего героя Валентина Будейко из «Универа» был самым трогательным для тебя и почему?
Когда в сезоне «Универ. 13 лет спустя» Валя начинает отстаивать и защищать свою семью, идёт на преступление, нарушает закон, похищает Кузю. Для меня играть это было очень неожиданно, трогательно и прикольно, персонаж по-новому раскрылся в первую очередь для меня самого.
Родные и близкие в обычной жизни наблюдают твоих персонажей? Можешь ли внезапно «включить» Валентина?
Родные и близкие моего персонажа не встречают, в отличие от коллег по «Универу» (смеётся). В обычной жизни я его не включаю – я кардинально далёк от своего героя.
В социальных сетях ты делишься фотосессиями и видеопробами, показываешь персонажей, которых хотел бы сыграть. Что является твоим источником вдохновения?
Я смотрю очень много нашего сериального продукта – всё, что выходит на платформах – их всего 5 или 6, у меня везде есть подписки. Считаю это нужным и важным знать, что происходит в киноиндустрии, какие есть тенденции, персонажи, какие роли я хотел бы сыграть – всё это могу почерпнуть из сериалов и фильмов. Я делаю выводы, соотнося свой возраст, уровень мастерства, внешние данные. Своё портфолио и шоурилы я делаю с прицелом на каких-то конкретных персонажей – советские люди, военные, герои времён Великой Отечественной войны и девяностых – это всё мои возможные персонажи, поэтому я и занимаюсь своей самопрезентацией в соцсетях, тем самым, возможно, упрощая задачу продюсерам, показывая им уже некую готовую картинку.
Успех Юры Борисова в Голливуде сегодня обсуждает вся индустрия. Как ты думаешь, почему именно он стал новым героем, чем он так покорил сердца звёзд и критиков?
ТриумФ Юры Борисова – это наш, всероссийский успех. Он первый актёр, кто так высоко поднялся. Даже одна номинация настолько приковывает внимание к его персоне – это большое достижение, это его талант, но и в то же время удача, потому что совпало время, материал, в котором он снялся, политическая ситуация. В обстановке тотальной русофобии в западном мире персонаж «Аноры» – русский гопник, бандюган – может быть с человеческим лицом, со своим понятием чести и достоинства. Это удивительно – у мирового зрителя довольно долго были штампы на этот счёт, как будто мы не люди, как будто мы все тут бандиты, и тут появляется герой Юры – его богатый внутренний мир очень классно раскрыт.
Я за Юру искренне рад, поздравляю с этим успехом и буду следить за дальнейшим развитием его карьеры. Может, однажды мы где-то пересечёмся – буду этому очень рад.
У тебя очень насыщенный гастролями февраль. Как вас встречают зрители? Публика в регионах отличается от столичной? Какая она?
Февраль и март у нас очень насыщенные – планы постоянно меняются, потому что в регионах ситуация не всегда стабильная. Зритель очень отличается от столичного. В Москве зритель избалованный, театрам приходится постоянно что-то придумывать, чтобы завоевать внимание. В регионах люди по большей части благодарные, хотя, не скрою, есть и такие города, где зрители такие же избалованные, как в Москве.
В «Мёртвых душах» Московского драматического театра очень интересный, «сериальный» состав. Расскажите об этой постановке, почему её стоит увидеть зрителям?
Спектакль получился удачный – в его основе не только произведения Николая Васильевича Гоголя, но и Михаила Афанасьевича Булгакова – он написал пьесу «Мёртвые души» для постановки в МХАТ 100 лет назад. На их основе мы поставили наш спектакль.
Хотели сделать светлую историю с окончанием пути Чичикова, с надеждой на свет, любовь, гармонию и мир в его душе. Зритель наблюдает, как Чичиков перерождается на наших глазах, становится на другой путь, который, возможно, приведёт его к большой любви. Мы рассказываем, как важно ни при каких обстоятельствах не забывать, что в первую очередь мы люди – сочувствующие – без этого фактора все достижения и заслуги становятся нулём. Именно к человечности приписываются достижения в виде карьерного роста, денег и славы.
Сложно ли тебе расставаться с близкими на время гастролей? Кто скучает по тебе больше всех?
Нет, мне не сложно – тут нет повода для переживаний, да и никакого смысла. Отдохнуть друг от друга всегда полезно. Конечно, в бытовом смысле это доставляет неудобства супруге – всё ложится на её плечи. Когда я дома, все бытовые вопросы мы решаем вместе. Больше всех, когда я уезжаю на гастроли, скучает дочка, очень ждёт моего возвращения.
Увидели в ваших соцсетях фразу «Только с детьми ты становишься по-настоящему взрослым». В какой момент по-настоящему взрослым себя ощущает актёр театра и кино?
Сложно сказать, что это за момент – у каждого он свой. Опираясь на опыт и пройденный путь, ты начинаешь ощущать себя актёром, когда появляется собственное мнение относительно своего героя. Не важно – главный он или это маленький персонаж – в фильме или спектакле, но, когда ты можешь самостоятельно формулировать, придумывать и выстраивать его жизнь, тогда актёра можно назвать актёром. Ему хватит терпения, твёрдости, уверенности в своих силах и интуиции.
А взрослым актёр становится, наверное, когда у него уже есть богатый жизненный опыт, какая-то осознанность – годам так к 30 – значимая часть жизнь уже пройдена, какие-то события, перипетии уже произошли и человек может об этом рассказать в ролях. У всех жизни разные, кто-то может сыграть семьянина и без семьи, а кто-то, будучи семейным человеком, не может воплотить подобного персонажа – всё очень индивидуально. Жизненный опыт необходим для зрелости актёрской тоже.