ДомойЗвёздыАлексей Серебряков: удачливый пессимист

Алексей Серебряков: удачливый пессимист

Как счастливая семья и блестящая карьера сочетаются с мрачным взглядом на мир


В эфире канала Россия 1 HD идет сериал «Доктор Рихтер», ремейк американского «Доктора Хауса». Место ироничного врача-интеллектуала с грустными глазами в исполнении Хью Лори занял Алексей Серебряков, актер, вызывающий бурю эмоций у соотечественников. Серебряков — пример настоящего русского мужчины с крепкими ролями и твердой жизненной позицией, который при этом, не стесняясь, критикует российский менталитет. Но всё это стороны одной медали: Серебряков не отказывается от своих принципов и не стесняется о них говорить. А еще беспрерывно снимается всю свою карьеру, как в популярных сериалах, так и в большом кино.

Алексей Серебряковю Кадр из сериала «Доктор Рихтер»

О пессимизме

В недавнем интервью Юрию Дудю Серебряков сказал, что пессимизм — это черта характера: либо дано, либо нет. Сам себя он считает врожденным пессимистом. Видимо, это и правда неистребимое качество, если при своей актерской востребованности (больше ста ролей, награды «Ника», «Золотой орел» и номинация от Европейской киноакадемии), и счастливой семье, он все еще мрачно смотрит на мир. 

Алексей Серебряков. Кадр из фильма «Ван Гоги»

Его героям также свойственна мрачность, и часто она вызвана их непростыми жизненными обстоятельствами. В 2014 году в мире прогремел «Левиафан» Андрея Звягинцева про автослесаря, у которого коррумпированная власть отбирает дом и землю. Эту картину можно смотреть как притчу, а можно — как социальную драму о российских реалиях. Фильм получил главный приз на Каннском кинофестивале, был выдвинут на соискание «Оскара», принес Серебрякову номинацию на актерский приз Европейской киноакадемии и известность в Европе и США. Но многие соотечественники сочли картину русофобской. Настроения фильма совпали с заявлениями самого Серебрякова, который буквально за два года до «Левиафана» эмигрировал с женой и двумя приемными детьми в Канаду. Он объяснил свой отъезд неприятием хамства, ставшего русской национальной идеей. 

Но помимо осуждения со стороны патриотов, после «Левиафана» актер регулярно получает приглашения от зарубежных студий. Так недавно вышел криминальный сериал студии BBC «МакМафия», где он сыграл одну из главных ролей. 

О ранних фильмах

Сниматься Серебряков начал еще подростком — в фильме «Отец и сын» про коммуну и контрреволюционеров. После дебюта у актера ни разу не было значительных перерывов в карьере: играя в кино, он поступил в Театральный институт им Б. Щукина и работал в театре под руководством Олега Табакова. Долгое время у него не было прорывных работ, которые бы принесли ему широкое признание, но недостатка в ролях Серебряков не ощущал. 

Он работал со Светланой Проскуриной в драме «Случайный вальс». В 1992 году в паре с Сергеем Маковецким снялся у Владимира Хотиненко в комедийной фантастике «Патриотическая комедия» — про портал в другие страны, который расположился в обычном подвале. А в 1994-м — в сюрреалистической фантастике на тему сталинской эпохи «Серп и молот» режиссера и сценариста Сергея Ливнева. Здесь Серебряков играет жертву новой сталинской инициативы — менять советским людям пол согласно нуждам Советов. Его герой Евдоким — перенесшая операцию Евдокия. Им гордится вся страна, только вот сам Евдоким мечтает о совсем другом счастье.

О солдатах и бандитах

Широкую известность Серебрякову принесли сериалы, в которые его активно приглашают с конца 90-х. Начался сериальный бум с «Убойной силы». Затем последовала вторая часть саги «Бандитский Петербург», легендарной для российского телевидения истории о любовном треугольнике и битвой с вездесущим криминальным авторитетом Антибиотиком. 

Алексей Серебряков. Кадр из фильма «Бандитский Петербург»

В «Бандитском Петербурге» Серебряков сыграл роль бывшего военного, отслужившего в Афганистане и ставшего бандитом. Эти амплуа: преступник и боец, — останутся с актером надолго. Популярные сериалы «Баязет» и «Штрафбат», рассказывающие истории русско-турецкой и Второй Мировой войн, продолжили раскрывать в нем потенциал для игры бойцов разных эпох. Чуть позже его рассмотрел и Федор Бондарчук, пригласив Серебрякова на роль командира своей «9 роты». 

О большом кино

Но телесериалы — это одно, а большое кино — совсем другое, и последнего у Серебрякова тоже всегда было в избытке. Если недалеко отходить от преступности и войны в Афганистане — эти амплуа нашли применение в двух работах с Алексеем Балабановым. Комедийные «Жмурки» сатирически обыгрывали мифы о российской преступности, «Груз 200» ушел чуть дальше, в доперестроечный период. Эту картину обсуждали громко и долго, она вызывает споры до сих пор. Здесь Серебряков исполнил роль бывшего преступника Алексея, мечтающего построить Город Солнца. Но мечты останутся лишь пьяными разговорами: Алексея, как и многих в «Грузе 200», жестоко убьют.

Алексей Серебряков. Кадр из фильма «Груз 200»

Через несколько лет Серебряков сыграл в еще одном фильме, основанном на реальных событиях, и вызвавшем много споров — в «ПираМММиде» Эльдара Салаватова. Ему досталась главная роль — некоего Мамонтова, явно списанного со строителя финансовой пирамиды Сергея Мавроди. В исполнении Серебрякова Мамонтов стал математиком-социопатом, которому в окружении чисел намного комфортней, чем с людьми.

И сейчас, несмотря на активную работу в сериалах и за рубежом, Серебряков продолжает сниматься в российском художественном кино, тщательно отбирая проекты. Благодаря интересному сценарию состоялось его сотрудничество с молодым режиссером Александром Хантом в комедии «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».

Алексей Серебряков. Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Недавно вышла покорившая часть зрителей Кинотавра драма «Ван Гоги» Сергея Ливнева, сценариста «Ассы». А в кинотеатрах прогремел блокбастер «Легенда о Коловрате», где Серебряков сыграл роль князя Юрия. 

Алина Егорова
Алина Егорова
Рассказываю о фильмах и сериалах. Пишу так же много, как и смотрю.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Мы в соцсетях

     

Новости

Top.Mail.Ru