ДомойТВТЕЛЕ О.ПЕРИгорь Масленников: плыву как щепка по течению

Игорь Масленников: плыву как щепка по течению

На 91-м году жизни ушел из жизни режиссер Игорь Масленников. И хотя он снял более сорока фильмов, его самыми известными стали картины о Шерлоке Холмсе и телевизионная сага «Зимняя вишня». Публикуем выдержки из нашего последнего с ним разговора.  

О начале творческой карьеры

— В кино я пришел случайно. Заканчивал газетное отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета. Диплом мой называется так: «Специалист по русскому языку и литературе. Литературный сотрудник газеты». Тогда ведь не было факультета журналистики. Работал журналистом, потом — в театре художником, и оказался на телевидении. Мой папа дружил с Народным артистом СССР Василием Меркурьевым, и мы даже пару лет после войны жили в квартире Меркурьевых. Эта семья постоянно устраивала какие-то домашние спектакли. Вот тогда я и заболел искусством.

Игорь Масленников, фото: открытые источники

Писал стихи, занимался в художественном кружке – неплохо рисовал. И вот, когда убрали Хрущева, и исчезла некая «оттепель», я ушел в кино. Просто стало неинтересно работать на телестудии, хлопнул дверью. И вот иду и вижу: в вестибюле объявление о приеме на режиссерские курсы «Ленфильма». Если бы там было написано, что зовут учеников на цирковую режиссуру, пошел бы туда. Получается, я как щепка плыву по течению. И, кстати, советую, делать тоже самое, тогда интереснее жить.  

Как родился наш «Шерлок Холмс»

Тогда я уже работал художественным руководителем объединения телевизионных фильмов киностудии «Ленфильм». И вовсе не думал ни о каком детективном жанре, да и творчеством Конан Дойля не увлекался. И два замечательных московских сценариста Юлий Дунский и Валерий Фрид принесли сценарий, который, так и назывался «Шерлок Холмс». Предложили мне это сделать. А, поскольку во мне всегда сидело некое англичанство что ли, то я заинтересовался. В 1959 году я даже в Лондоне оказался в командировке, помню, мой день рождения там отмечали.

Кадр из фильма «Шерлок Холмс»

Впечатление было, конечно, огромное: много магазинов, переливающиеся огнем вывески, вереницы автомобилей. И посетили мы телестудию БИ-БИ-СИ, где тогда производили лучшие в мире телесериалы. Признаюсь, тогда я рассматривал в павильонах и аппаратных все эти чудеса кинопроизводства с праздным любопытством. Вовсе не подозревая, что через несколько лет и сам буду снимать нечто подобное. Мне всегда нравилась английская литература, английская философия. И, конечно, я увлекся историей про Шерлока Холмса. А дальше, когда мы сделали первую картину, телевидение ко мне прицепилось как «банный лист» — сделайте продолжение. С такими многотысячными просьбами обращались в письмах телезрители. Кончилось тем, что мы в течение восьми лет сняли пять фильмов про это дело. Между этими работами я еще успел снять «Зимнюю вишню» и «Пиковую даму».

Кадр из фильма «Зимняя вишня»

— Шерлок Холмс – вообще, скучная фигура. Все дело в том, что мы сделали открытие. Ведь все рассказы Дойля как бы написаны от лица Уотсона и он, как автор, во всех экранизациях существовал в тени. Во всем мире было снято десятки картин, и везде присутствовал только Холмс. И только Дунский и Фрид «изобрели» доктора Ватсона, превратили закадрового английского Уотсона в человека, со своим характером, с поступками и так далее. И он для меня, как для реализатора, более живой, чем Холмс. Шерлок, как был схемой, так он схемой и остался. 

Кадр из фильма «Шерлок Холмс»

— В «Холмсе» заложена очень мощная нравственная база от Конан Дойля. Шерлок Холм ведь не штатный сыщик, он – частный человек, который приходит на помощь бедствующим и страдающим. Там, абсолютно высоконравственная основа всех этих историй. И в этом сила Конан Дойля. Не просто детективные истории, например, как про майора Пронина, а история нравственных уроков. Зло должно быть наказано, доброта должна восторжествовать, понимаете?! В этом основа. Думаю, поэтому много лет и нравится зрителю этот сериал. 

О Василии Ливанове и Виталии Соломине

— Я про Ливанова вообще говорить не только не буду, но и даже глядеть в эту сторону. Для меня этого человека не существует уже много лет, — он во многих интервью говорит, что именно Василий Ливанов сделал фильмы о Холмсе!.. Могу лишь сказать, что никто не мог поверить, что он сможет сыграть такого англичанина. Только я в свое время это почувствовал в нем. И угадал. Да и в Соломине никто не видел англичанина, мне говорили: «Посмотри на его русскую физиономию, курносый какой-то!» Но я случайно увидел какую-то фотопробу, где Виталий с такими английскими армейскими усами. В этом образе я сразу узнал самого писателя Конан Дойля, только молодого. Такой типичный англичанин, с красной шеей, рыжий. Так и создались эти две фигуры.

Кадр из фильма «Зимняя вишня»

О «Зимней вишне»

— Успех «Зимней вишни» в том, что эта история про простых людей, вне политики, в которой показаны реальные судьбы. Простые рядовые инженеры: она и он, — и вот так сложилась у них жизнь. В первый год проката нашего фильма его посмотрели семьдесят миллионов зрителей! Это были женщины. Двадцать семь стран купили эту картину, несмотря на зубовный скрежет нашей кинокритики. Это была мелодрама — классический жанр для женской аудитории. Все замешано на человеческих чувствах, то, чего в последнее время не хватает нынешнему кинематографу. Меня вообще сейчас угнетает состояние нашего кино. К сожалению, возобладали деньги. Молодежь сегодня идет в кино потому, что там — развлекуха. В момент перестройки мы лишились нашего проката, его забрали американцы, и в этом смысле они – молодцы. 

Игорь Масленников, фото НТВ

«Кино – такая зараза»  

— Часто бывало: стоишь как витязь на распутье и думаешь: куда идти?! Тогда я делаю так, как подсказывает интуиция. Наверное, поэтому не снял ни одной какой-то заказной или конъюнктурной картины, снимал только то, что мне нравилось. Сейчас это и представить себе сложно! Просто не надо было жадничать, гнаться за деньгами и славой. Один мой коллега как-то написал в своей книге, мол, ему пришлось вступить в Коммунистическую партию, иначе он не мог быть художественным руководителем творческого объединения. Но я вспоминаю, что на «Ленфильме» худруками подобных объединений были беспартийные Григорий Козинцев, Сергей Микаэлян, Виктор Трегубович… Знаете, кино такая ужасная зараза, от которой не избавишься. Там работают люди, которые решили всю жизнь играть в куклы или в солдатики. Это особая порода. Если заражаешься кино, то это уже навсегда.

заводное фото: телеканал «Культура»

Олег Перанов
Журналист, театральный критик, член Союза кинематографистов России: мне кажется, скоро пора устраиваться гидом на Новодевичьем кладбище, поскольку там теперь лежат мои знаменитые Собеседники :))) Людмила Гурченко, Лев Дуров, Людмила Зыкина, Алла Баянова, Людмила Касаткина, Юрий Никулин, Иосиф Кобзон и многие-многие другие…Но, к счастью, не все!

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Мы в соцсетях

     

Новости

Top.Mail.Ru