Топ-5 самых красивых, глубоких и чувственных фильмов из позднего итальянского кино ХХ века, ставших родоначальниками европейского артхауза.
Двадцатый век
Италия, Франция, Германия, 1976
Драма, история
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Роберт де Ниро, Жерар Депардье, Доминик Сандра, Дональд Сазерленд и другие
Этот эпический фильм, который длится пять с половиной часов, рассказывает историю ХХ века в Италии через жизненный путь и образы главных героев – двух друзей из разных социальных слоев Альфредо и Ольмо.
Мальчики рождаются в 1901 году в один день – один в семье крупного итальянского землевладельца, другой – в многодетной крестьянской семье батраков. Немного повзрослев, они становятся друзьями, и сохранят эту дружбу на всю жизнь, пройдя через все разрушения, изменения и тяготы ХХ века.
И, конечно, самым главным персонажем этого кино стала Италия во всей ее глубине – с ее прекрасными пейзажами и социальными противоречиями. И все это на фоне прекрасной музыки Морриконе. Это самый мощный фильм Бертолуччи, который полностью погружает зрителя во все жесточайшие трансформации прошлого века.
Семейный портрет в интерьере
Италия, Франция, 1974
Драма, мелодрама
Режиссер: Лукино Висконти
В ролях: Берт Ланкастер, Хельмут Бергер, Сильвана Монгана, Клаудиа Марсани и другие
Действие фильма происходит в спокойные 70-е годы прошлого века. Одинокий профессор-аристократ отгораживается от современной бурной жизни в роскошном городском особняке, окружив себя шедеврами портретной живописью 18 века с изображениями аристократических семей.
Его затворничество и покой нарушает сама жизнь, когда на верхнем этаже его палаццо поселяется шумное и бесцеремонное семейство маркизы Брумонти. Но, как это часто бывает, именно противоположность вдыхает свежую струю в отрешенную жизнь профессора, и она наполняется новыми красками и смыслами. В фильме ярко показаны противоречия между поколениями, а также между представителями разных социальных слоев.
Сладкая жизнь
Италия, Франция, 1960
Драма, комедия
Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Марчелло Мастрояни, Ану Эме, Анита Экберг, Ивонн Фюрно и другие
Как такового сюжета в этом фильме, как, впрочем, почти во всех фильмах Феллини, нет. Молодой журналист Марчелло крутится в элитном итальянском обществе. И вроде все хорошо – вокруг красивые люди, машины, дома. Но проблема в том, что Марчелло потерял вкус к жизни, и его не трогают ни увеселения, ни красотки, ни знаменитости.
Через весь фильм проходит тема творческого кризиса, невроза и поисков себя. И все это на фоне сплошной эстетики – живописных итальянских пейзажей, умных диалогов о жизни, прекрасных женщин, красивых интерьеров. Но когда на душе скребут кошки, и человек не может проявиться тем, кто он есть, открыть и показать свою настоящую ценность, жизнь становится не мила. Этот фильм – о внутренних поисках представителя буржуазного европейского класса конца ХХ века, его одиночестве, слабостях и правде, которую он пытается найти.
Царь Эдип
Италия, Марокко, 1967
Драма
Режиссер: Паоло Пазолини
В ролях: Сильвана Мангано, Франко Читти, Нинетто Даволи, Алида Валли и другие
Фильм снят по мифу об Эдипе, который убил своего отца и женился на своей матери. Этому мифу много внимания уделяет психоанализ, и фильм Паоло Пазолини, который до сих пор вызывает много споров и вопросов, тоже снят в этом контексте.
Это фильм-рефлексия, в котором режиссер размышляет о своем детстве. Главная тема фильма – поиск ответа на вопрос о предопределенности судьбы, поиск себя и истины. Вообще, из всех классиков неореализма Пазолини – самый необычный режиссер, которому на материале древнего мифа удается мастерски связать воедино прошлое, настоящее и будущее и поставить вопросы о природе человека и современной цивилизации, которую он создал.
Приключение
Италия, Франция, 1960
Драма, детектив
Режиссер: Микеланджело Антониони
В ролях: Габриэле Ферцетти, Моника Витти, Леа Массари, Доминик Бланшар и другие
Именно этот фильм сделал Антониони режиссером мирового масштаба. По сюжету, светская красотка Анна, которая путешествует со своим любовником Сандро и подругой Клаудией, исчезает на необитаемом острове.
Сандро и Клаудиа предпринимают попытки найти Анну, но в результате бросают это скучное занятие и становятся любовниками. Клаудиа, надев кофточку Анны, занимает ее место. Однако через несколько лет Сандро изменяет и ей. Финал фильма настолько неожиданный, что вызывал свист зрителей, которые смотрели его в кинотеатрах в 60-е годы.
Это первый фильм из «трилогии отчуждения» Антониони, где он показывает инфантильность и эмоциональную отчужденность главных героев. И главным в нем становится не детектив, а психологическое исследование внутреннего мира персонажей, которые забыли, что они ищут.