Завершились съёмки картины Олега Погодина под рабочим названием «Сирийская соната». Наш собеседник — исполнитель одной из главных ролей, Заслуженный артист России, лауреат многочисленных премий, в том числе Каннского кинофестиваля, делится впечатлениями от роли и партнёрах по фильму.
— К предложению сыграть эту роль отнёсся настороженно и долго обсуждал её с режиссёром Олегом Погодиным. Ведь профессия дирижёра – уникальна, и люди, которые ей занимаются — под стать. Уверен, ни за год, ни за два невозможно даже приблизиться к пониманию этого чуда – музыки. Одно дело – привычные каждому артисту технические трюки или любые другие игровые моменты, это легко. Но вот сделать так, чтобы искусство дирижёра не выглядело в моём исполнении как простые физические упражнения – дело сложное. Враньё напрягает, всё нужно делать честно. К тому же, я давно не выбирался на концерт классической музыки…
— Приятно удивлён работой с Еленой Север! Актриса с удивительной способностью к творческим открытиям – она находится в постоянном поиске, обращает внимание на малейшие нюансы и грани образа, который создаёт в картине. А ещё у Елены потрясающее чувство юмора – редкость в нашей среде. Мы как в настоящем оркестре, каждый исполняет свою партию, при этом слышит друг друга и живо реагирует! Вообще отмечу общую творческую атмосферу на съёмочной площадке. Олег Погодин – вот, кто настоящий дирижёр, он руководит работой над картиной как оркестром! Я давно не получал такого удовольствия как актёр! Это будет настоящее глубокое кино!
— В картине затрагивается актуальная тема о новых социальных «ролях», которые мы всё чаще наблюдаем в обществе. Я, человек по натуре мирный, становлюсь агрессивен, когда слышу нелепые рассуждения на тему гендерного превосходства того или иного пола. Веками великие художники и поэты воспевали грацию и красоту женщин, говорили об их силе, заключённой в нежности и слабости — что в этом плохого? Мы, мужчины, обязаны беречь и защищать женщин, восхищаться и носить на руках! Почему вдруг сегодня что-то должно измениться? Возможно, звучит немного ретроградно, но мужчина должен быть мужественным, а женщина – женственной, и где, как не в искусстве, это должно присутствовать в чистейшем виде? Искусство – важнейшая и лучшая часть мира! Конечно, не нужно отказываться от того, что было в нашей истории – как хорошего, так и не очень, но и тащить, извините, «мусор» в будущее не следует. Простите за жёсткость формулировок.
— Да, бывает, что я отказываюсь от предлагаемой роли, если не вижу глубины – не берусь. Оглядываюсь назад и вспоминаю, как развивалось наш российское массовое кино: сначала снимали фильмы о бандитах, затем о бизнесменах, которыми эти бандиты стали. У каждого временного периода есть свой тренд. Сейчас, например, я замечаю неуместный стёб во всём – не только в кино, но и в прессе, на телевидении. На мой взгляд, во всём должно быть чувство меры и вкус, если этих составляющих не будет – сниматься не стану. Ещё не люблю кампанейщину. В истории России, к сожалению, её было, хоть отбавляй, и позже многим участникам становилось стыдно. Нужно отвечать за свои слова и за себя, ведь всё, что связано с толпой и «коллективным» разумом, как правило, лишено здравого смысла.
— Во время многочисленных поездок успеваю читать. В последнее время буквально «проглотил» книги Евгения Водолазкина, покупал каждую следующую новинку по мере их публикаций. Восхищён и поражён глубочайшими знаниями, интеллектом и философским стилем изложения – настоящее исследование истоков веры и природы человеческой.
— Искусство сейчас актуально как никогда, особенно кинематограф — самый доступный и массовый жанр. Нужно чаще говорить и снимать о любви, самом важном из чувств, созидающем и творящем только добро. Помните, как сказано в одной из главных книг – любовь милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится и не мыслит зла. В искусстве и в жизни без любви не обойтись. Тем более – в нашем сегодняшнем мире.