Россию в этой категории должна была представлять драма «Дылда» Кантемира Балагова, но фильм выбыл на финишной прямой. Рассказываем, какие картины ее обошли и каковы их шансы на победу.
Близится церемония вручения «Оскара». В этом году она состоится на три недели раньше обычного и пройдет уже 9 февраля.
Дата — не единственное новшество. В этом году одна из номинаций изменила свое название: теперь премия будет вручаться не лучшему фильму на иностранном языке, а лучшему международному фильму.
«Отверженные»: полицейская драма о решительных детях
Первая полнометражная работа режиссера Ладжа Ли — достаточно неожиданный гость в номинации. За франкоязычное кино могли отвечать «Синонимы», фильм-победитель Берлинале, или сенегальская драма «Атлантика». Но «Отверженные» проще и понятней: это кино о полицейском произволе, который основан на тяжеловесном романе Виктора Гюго, хоть и опосредованно.
Фильм рассказывает про наши дни в городе Монфермей, где произошла и история Жана Вальжана. Город патрулируют трое полицейских: двое из них — напарники уже долгие годы, третий — новичок. В первый же день совместной службы происходит инцидент: один из них стреляет из ракетницы в подростка. С этого момента начинается противостояние: стражей порядка и тех местных, кого не устраивают полицейские методы и у кого наконец появился аргумент в споре.
«Отверженные» пришлись по душе президенту Франции Эмманюэлю Макрону, который признал, что фильм правдиво передает обстановку в стране. С мнением критиков и сборами у картины всё немного сложней. Несмотря на динамичную подачу истории, которая ни на секунду не дает оторваться от экрана (в фильме, среди прочего, есть цыганский цирк, пропавший львенок и восстание детей), критики считают его слишком простым, а зрители за пределами Франции картину практически не смотрели.
2019 год. Франция. Режиссер: Ладж Ли. В главных ролях: Алексис Маненти, Джибрил Зонга
«Паразиты»: черная комедия об изнанке капитализма
Главная картина грядущего «Оскара». Мало того, что она номинирована в шести категориях, среди которых «лучший фильм» и «лучший режиссер», — она уверенно собирает награды весь январь: Золотой глобус, Премия гильдии актеров. «Паразиты» — лауреат прошедшего Каннского фестиваля. А самое главное то, что, несмотря на корейский язык и нелюбовь американцев к субтитрам, «Паразиты» успешно прошли в прокате в США, дважды окупив местными сборами бюджет фильма.
«Паразиты» — признанный зрительский хит, черная комедия. Она рассказывает о семье хорошо образованных, но оказавшихся без работы ушлых людей. Чтобы выжить в бедственном положении, они клеят коробки для пиццы. Но однажды им выпадает счастливый случай — младшего сына приглашают преподавать английский в роскошный дом успешного бизнесмена. Скоро, выжив остальную прислугу, туда переберется вся семья.
У фильма Пона Джун-хо есть все шансы обойти конкурентов не только в международной номинации, но и в главной — оставить без золотой статуэтки и Квентина Тарантино, и Мартина Скорсезе.
2019 год. Южная Корея. Режиссер: Пон Джун-хо. В главных ролях: Чо Ё-джон, Пак Со-дам и другие
«Боль и слава»: автобиографичная мелодрама
Ностальгическая картина испанского классика-провокатора рассказывает про его альтер-эго — режиссера по имени Сальвадор. Мужчина носит такие же, как сам Альмодовар, цветные бадлоны и такую же прическу. Он тоже режиссер. Много болеет. Ест таблетки. Вспоминает прошлое. Мирится со своим другом и главным актером, с которым поссорился много лет назад. Встречает любовь из прошлого.
Этот фильм и похож, и нет на предыдущие картины испанца. Здесь играют его любимые актеры; кадры выкрашены в его любимые цвета; есть необходимая фигура матери. Но все спокойней и сентиментальней обычного.
«Боль и слава» прошла в Каннах, где безуспешно конкурировала с «Паразитами». Правда, Антонио Бандерас получил там актерский приз.
2019 год. Испания. Режиссер: Педро Альмодовар. В главных ролях: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас
«Страна меда»: нежная драма о хрупкости мира
Эта македонская документальная драма номинирована сразу в двух категориях: как лучший документальный и как лучший международный фильм. Лента с большим успехом шла в США весь прошедший год.
Картина рассказывает о женщине по имени Хатидза, одном из последних пчеловодов в стране. У Хатидзы особые отношения с пчелами: она оставляет им половину меда, чтобы те могли жить дальше. Однажды в ее тихую и размеренную жизнь вторгается семья кочевого пчеловода, у которого совсем другие методы работы.
Победное шествие этого фильма началось с Сандэнса, где он получил три награды. Газета The New Yorks Times назвала «Страну меда» одним из лучших фильмов года. Также он с успехом шел в прокате. Это объяснимо: картина, с одной стороны, визуально соответствует своему названию: это золотистое, невероятной красоты кино, которое критики «окрестили долгожданной радостью для любого синефила».
С другой, она задевает множество глобальных вопросов, связанных с экологией и сохранностью окружающей среды: от изменений климата до эксплуатации и истощения природных ресурсов.
О пчелах в последние годы говорят с особым значением: из-за массовой их гибели прогнозируют полное вымирание вида и голод на планете. Так что фильм, который наглядно демонстрирует несколько вариантов отношений с пчелами в частности и с миром в принципе, кажется особо актуальным. И он все еще очень красиво снят.
2019 год. Македония. Режиссеры: Тамара Котевска, Любомир Стефанов. В ролях: Хатидзе Муратова, Назифе Муратова и другие
«Тело Христово»
Даниэлю двадцать лет, он осужден за убийство. Находясь в колонии, он понимает, что познал Бога и решает посвятить ему свою жизнь, выйдя на свободу. Но человек с криминальным прошлым не может стать священником. Но случайно Даниэля принимают за священника, и он берет на себя приход на краю страны. Все идет как по маслу, но юноша не сможет хранить свою тайну вечно.
Польское кино — не редкость в оскаровском шорт-листе. В прошлом году несколько номинаций получила «Холодная война» Павла Павликовского. Премьера «Тела Христова» состоялась на фестивале в Венеции. Но в оскаровских прогнозах этот фильм значительно уступает конкурентам: как минимум, потому что для победы на «Оскаре» нужна значительная рекламная кампания, и в этом польскому фильму сложно соревноваться и с Джун-хо, и с Альмодоваром.
2019 год. Польша. Режиссер: Ян Комаса. В главных ролях: Бартош Беленя, Элиза Рыцембель