Четыре отличных старых фильма с невероятно красивыми актрисами и «когда один из гостей – убийца»
Говорят, что аристократы из советских фильмов более аристократичны, чем высший свет в офлайне. Утверждение спорное, но не лишено оснований. Собственно, повод дали сами англичане, когда в 1982 году назвали Бориса Ливанова лучшим Шерлоком Холмсом всех времен. Правда, тогда они не видели ни нового Шерлока Камбербэтча, ни старых советских теледетективов, снятых по классическим английским и американским книгам из жизни высшего общества.
О-о-о, это был целый отдельный жанр – атмосферные советские детективы о «тамошней» жизни. Англичане в них выглядели более английскими, и прежде всего за счет женщин. В этих советских фильмах играли самые красивые актрисы советского кино, долго сидевшие без ролей. Для доярок и прочих ударниц коммунистического труда они были слишком рафинированными. Зато могли оторваться на фоне богатых декораций в заваленном снегом замке или на яхте. Второй секрет – большая часть этих фильмов сделана в Прибалтике. Сложился даже круг авторов и актеров, специализирующихся на красивой заграничной жизни, но об этом – чуть позже, во второй части. Итак…
Чисто английское убийство
Сюрприз. Нет, это не те «Чисто английские убийства», то есть «Убийства в Мидсаммере» с милым инспектором Барнаби, которые в телевизоре крутят безостановочно. Это — старый детектив 1974 года, в свое время ставший сенсацией (и не только потому, что это наш первый фильм, снятый на три камеры). Полузабытый на родине в США писатель Сирил Хейр фактически увековечен этой атмосферной телепостановкой.
Атмосфера. Ночь перед Рождеством в старинном замке. Лорд Уорбек пригласил самых близких отметить сочельник и помолвку сына с леди Камиллой. Близкие – это министр, кузен хозяина, графиня, мать невесты и т.п. Приглушенная классическая музыка, камин, светский small-talk (ни к чему не обязывающий разговор о погоде и прочих важных вещах), меха и брильянты. Внезапно молодой лорд Уорбек, пригубив шампанское, падает замертво. Замок занесен снегом, полицию вызвать нельзя: классика замкнутого пространства, когда в доме только свои и один из своих — убийца. Поэтому убийство приходится распутывать другу лорда: интеллектуалу, профессору Ботвинку в бабочке и вельветовом пиджаке. Разумеется, в процессе выясняется, что рыжая хохотушка — дочь дворецкого — беременна от сына лорда, министр – взяточник и далее всё в том же духе.
Красавицы. Невеста убитого леди Камилла – единственная главная роль в биографии самой знаменитой в СССР манекенщицы Файме Юрно.
Да, мы не ошиблись. Советские модели, о которых сегодня снимают сериалы, были известны только посетителям домов моды. Зато каждая приличная семья считала престижным выписывать, кроме «Литературной газеты», журнал «Силуэт» Дома моды Таллинна. В «Силуэте» блистала изящная брюнетка Файме Юрно. Она потом появится в эпизодах в «Варианте «Омега», «Дознании пилота Пирса», «Трое в лодке, не считая собаки» и даже на несколько секунд в «Сталкере» Тарковского. Но главной ее ролью останется леди Камилла из «Чисто английского убийства», где она могла быть самой собой: ледяной рафинированной красавицей в золоте и шиншилле.
Одну из гостей сыграла другая нордическая красотка — литовка Эугения Плешките. Актриса с потаенной судьбой, из которой выскакивают внезапные всполохи: сначала ее брат угнал советский катер и растворился в Швеции, а в наши дни Борис Моисеев вдруг заявил, что Плешките в юности родила от него сына.
Ну и еще этот фильм — первый большой выход на экраны Ирины Муравьевой. Она сыграла дочь дворецкого, уверенную в своей победе над Камиллой – Юрно.
Звёзды и герои. В роли хозяина замка – сыгравший не одного аристократа, а в жизни отсидевший 10 лет в лагерях Леонид Оболенский. Профессора Ботвинка, расследующего убийство, сыграл Алексей Баталов. Это потом он прославится как пьющий работяга Гога, «он же Гоша». А здесь он был самим собой – представителем большого клана интеллектуалов и артистов Баталовых и Ардовых.
Снял фильм Самсон Самсонов, открывший тем самым целое жанровое направление. А музыку писал великий (а тогда только начинающий) Эдуард Артемьев – в будущем постоянный композитор Никиты Михалкова, Андрея Тарковского и других великих режиссеров.
Опасный поворот
На самом деле «Чисто английское убийство» был не первым чисто английским советским детективом.
За пару лет до «Убийства» вышел «Опасный поворот» по пьесе Джона Бойнтона Пристли (советские режиссеры вообще любили этого драматурга, хотя самым известным фильмом по его пьесе стал «31 июня»). «Опасный поворот» снял любимец публики актер Владимир Басов.
Атмосфера. Как и потом в «Чисто английском убийстве», камерное действие в замкнутом пространстве. Хозяин издательства, брат которого Мартин год назад покончил жизнь самоубийством, устраивает в своем особняке ужин для родственников, коллег и совладельцев издательства. Камин, шампанское, далее по списку. Одна из гостей – бальзаковская дама, которая до сих пор не может забыть Мартина, вспоминает о его самоубийстве. Дальше лавинообразно рушится милая буржуазная сказка, вскрываются язвы и бичуются пороки: все друг друга обманывают, все друг другу изменяют, компаньоны по бизнесу крысятничают друг у друга, а смерть Мартина, конечно же, отнюдь не самоубийство. Спустя несколько часов все пары разбиты, маски сброшены, связи порваны.
Красавицы. Просто роскошные, роскошные женщины играли в этой драме. «Поворот» стоит смотреть хотя бы ради Руфины Нифонтовой. Сегодня ее мало кто помнит, но по красоте с Нифонтовой могла бы соперничать разве что юная Ирина Скобцева. Нифонтова известна киногурманам по экранизации «Хождения по мукам» 1950-х годов, после чего в кино появлялась лишь в эпизодах, постоянно выходя на сцену в Малом театре.
Одну из ролей режиссер Басов отдал своей третьей жене Валентине Титовой – блондинке с классической аристократичной внешностью, за которой ухлестывало пол-Москвы. «Поворот» — один из немногих фильмов с ее большой ролью.
Герои и звезды. Хозяин, чья жизнь через полтора часа превратилась в прах, — великий Юрий Яковлев. Одинокую даму, вскрывшую подноготную всей честной компании сыграла редко появлявшаяся на экранах петербурженка Антонина Шуранова, которая затем блистательно сыграла у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Кстати, говорят, что в платье, в котором играла в «Опасном повороте» Шуранова, через три года снималась Барбара Брыльска в кадре «Иронии судьбы, или С легким паром!». Правда, его немного укоротили.
- А также: «Мышеловка». Спустя почти два десятилетия режиссеры «Чисто английского убийства» Самсон Самсонов и «Опасного поворота» Владимир Басов решат снять третий чисто английский детектив – «Мышеловку» по пьесе Агаты Кристи. Увы, Владимир Басов умер до съемок, и Самсонов выпустит фильм один, посвятив его другу Басову. Это не вполне история про аристократов, хотя и в «Мышеловке» все та же камерная атмосфера и замкнутый круг друзей, один из которых – убийца. В этом фильме сыграли жена Петросяна Елена Степаненко и сын Владимира Высоцкого Никита.
Смерть под парусом
Еще одна классика жанра по книге доктора философии и командора Ордена Британской империи сэра Чарльза Перси Сноу.
Здесь по мужским детективным стопам впервые пошла режиссер из Латвии Ада Неретниеце.
Атмосфера. На этот раз действие проходит на большой яхте, хозяин которой собрал в гости вполне состоятельных друзей. Наутро хозяина яхты находят мертвым. Ну и кто убийца: кузина? респектабельный доктор – ее муж? сын судостроительного магната? Сначала все «грешат» на невесту сына – она «из низов», но это слишком очевидно…
Красавицы. Одна из немногих больших ролей Марианны Вертинской – старшей сестры знаменитой Анастасии и матери популярной ведущей Александры Вертинской. Фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что гардероб героини Марианны – классика хорошего вкуса.
Простушку-невесту играет пикантная латышка Мирдза Мартинсоне, которая довольно часто появлялась на экранах («Красные колокола», «Богач, бедняк», «Мираж»).
Герои и звезды. Музыку к фильму написал Раймонд Паулс. В фильме две великолепных роли второго плана – старой девы и туповатого полицейского, которых играют народные артисты тогдашней Эстонской социалистической республики Эльза Радзиня и Калье Кийск. Еще одну роль играет «народный Уленшпигель» Лембит Ульфсак.
- А также: «Последний визит». Ада Неретниеце тоже спустя 12 лет снимет еще один детектив, на этот раз политический. Его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть во всей красе Аллу Балтер – мать Максима Виторгана и одну из красивейших советских актрис 1970-х годов (и понять, почему Собчак была обречена в браке с сыном актрисы). Фактически это самая большая кинороль Балтер — столь же долго на нее можно смотреть разве что в телеспектакле «Кошка на раскаленной крыше». Кроме Балтер в фильме играют Павел Кадочников, Эльза Радзиня (на этот раз – жену столпа миллионера и политика) и Юозас Будрайтис. «Последний визит» — это детектив из жизни политической элиты, которая не раздумывая идет на убийство журналиста-расследователя. Балтер играет жену убитого, тоже журналистку. Ее героиня понимает, что заказчики убийства – ее близкие друзья. Ни к чему хорошему ее открытие не приводит…
Ошибка Тони Вендиса
Еще один лихо закрученный триллер, действие которого происходит в четырех стенах – в квартире главного героя. Фильм можно посмотреть хотя бы для того, чтобы сравнить с другой экранизацией романа Фредерика Кнотта «Телефонный звонок», — голливудским «Идеальным преступлением» с Майклом Дугласом и Гвинет Пэлтроу. А ведь еще был фильм Хичкока 1953 года…
Атмосфера. Практически все действие (в отличие от голливудских экранизаций) снято в квартире теннисиста Тони Вендиса и его богатой жены, для убийства которой Тони кого-то там нанял… Но всё пошло не так, жена убивает «грабителя» и отправляется в тюрьму. И теперь ее другу надо найти деталь, которая доказала бы то, что всем и так очевидно, — что убийцу прислал Тони. Все это снято чуть ли не одним планом, но держит вас в напряжении две серии.
Красавица. Играющая жену Тони Милена Тонтегоде – еще одна забытая советская актриса с необыкновенным шармом, смотреть на которую – сплошное удовольствие.
Герои и звезды. Фактически все действие – это игра троих актеров. Но зато каких! Звезда кино и театра им. Маяковского Игорь Костолевский (Тони Вендис). Инфернальный Александр Филиппенко, всенародный «Фагот» из «Мастера и Маргариты». Ну и друг жены, который раскрутил интригу, — Паул Буткевич. Его имя сегодня мало что скажет, но в советское время Буткевич переиграл в кино сотню-другую иностранных шпионов. Помните такого высокого, импозантного, с усами? Это скорее всего он.