В феврале этого года отмечает 80-летний юбилей Народная артистка России Вера Алентова. Та самая Катя Тихомирова из фильма «Москва слезам не верит», которому в эти же дни исполнилось 43 года. После ухода из жизни супруга – режиссера Владимира Меньшова Вера Валентиновна не опустила руки, а вышла на сцену в новом спектакле театра имени Пушкина «Мадам Рубиншейн».
Роль как раз для нее: история об основательнице «империи красоты» Хелене Рубинштейн. По жанру пьеса, пожалуй, — что-то вроде комической драмы о жизни великой женщины, которая сделала себя сама. История в эпизодах — веселых и печальных, в сложных деталях биографии, обозначенных, скорее, развлекательно, с полезными для женщин советами.
В чем-то перекликается с фильмом «Москва слезам не верит», где Катя Тихомирова тоже «сделала сама себя». Мы решили вспомнить о съемках этой кинокартины.
Сценарий драматурга Валентина Черныха пролежал на студии «Мосфильм» несколько лет. Никто из режиссеров не брался снимать фильм, сюжет которого не вызывал одобрения чиновников от кино. А Владимир Меньшов решил рискнуть. Как выяснилось десятки лет спустя, его супруга – актриса Вера Алентова, втайне от мужа обивала пороги кинобюрократов, уговаривая их не тормозить эту работу. Хотя поначалу…
— Сценарий мне тоже не нравился, сниматься я в нем не хотела, да и Меньшова снимать отговаривала, — признается Вера Валентиновна. Но Алентова видела, как загорелся идеей супруг, и хотела ему помочь.
На главную роль сантехника Гоши пробовались братья Виталий и Юрий Соломины, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов.
— Однажды я смотрел фильм «Дорогой мой человек» и вдруг подумал: «А что, если пригласить Баталова?!» — вспоминал сам Владимир Меньшов. — Дал ему сценарий. Алексей Владимирович прочитал и… отказался. Однако, через несколько дней глубокой ночью позвонил мне и сказал: «Знаешь, давай работать!»
На роль Катерины пробовались: Маргарита Терехова, Ирина Купченко, Валентина Теличкина…
— Я снялась вовсе не потому, что Володя – мой муж, — вспоминает Вера Алентова. – Пробовалась, когда другие актрисы уже не подошли. И пробы были очень суровые! Володя требовал от меня вдвое больше усилий, чем от других. Прошло много лет, прежде чем режиссер Меньшов сказал мне: «Ты очень хорошо играешь в этой кинокартине». Это для меня был такой комплимент!
— Прочла сценарий запоем, пришла к Меньшову и прямо ему заявила: только я смогу сыграть Людмилу, — признается актриса Ирина Муравьева, которая сыграла в фильме предприимчивую подругу главной героини Людмилу. – Когда увидела отснятый материал, расплакалась по-настоящему. Моя Людмила показалась мне наглой, грубой, неотесанной.
На роль Тоси пробовались: Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова, однако убедительнее всех смотрелась Раиса Рязанова, которую худсовет и утвердил.
— Когда мне сказали, что пробуют на Тосю, то обрадовалась. Потому что до этого играла тех женщин, у которых нет мужей. А тут – есть муж! —вспоминает Раиса Рязанова. — Володя Меньшов нам на репетициях разрешал говорить отсебятину, все, что хотели, он просто задавал тему. А потом, говорил нам: «А теперь, давайте — по тексту сценария». И мы уже свободно играли.
В роли дочери главной героини Владимир Меньшов с самого начала видел юную Наталью Вавилову, которая в 1976 году уже играла в первом фильме этого режиссера «Розыгрыш». Но ее родители были категорически против дальнейшего участия дочери в кинематографе.
— Наташа тогда училась на курсах при Министерстве иностранных дел, и с ней не удавалось даже поговорить – к телефону подходили только родители, — вспоминал Владимир Валентинович. – Я уговорил Баталова съездить к ней домой. Мы позвонили в дверь, нам открыли – перед Наташиными родителями стоял сам Алексей Баталов! Естественно, они были потрясены! Алексей Владимирович попросил: «Отпустите! Не такая уж у нее там большая роль. Наташа сможет сниматься и одновременно учиться!» И они согласились.
В картине Меньшова нет эпизодических ролей. Актриса Зоя Федорова (вахтерша из общежития) и Владимир Басов (замначальника главка Антон), так же важны, как и главные герои.
— Для меня было очень важным, чтобы именно Басов произнес фразу о том, что «в 40 лет жизнь только начинается», — поясняет режиссер. — А дальше уже надо было придумать, что ему играть. Ясное дело, что танцевать с молодежью он не станет. Чем отличить его от других гостей? А тем, что у него какие-то проблемы с желудком, а он, старый хрыч, все пытается кого-то «заклеить», а сам из туалета не вылезает. И сразу становится понятно, что это за человек.
Когда готовый фильм показали на худсовете киностудии, разразился скандал. Несколько эпизодов пришлось из картины вырезать. Вот как вспоминал это Алексей Баталов:
— Была смешная и очень симпатичная сцена: пьяный Коля (Борис Сморчков) приходит уговаривать моего героя – Гошу, вернуться в дом Катерины. Но в рамках очередной борьбы с пьянством, некоторые удачные реплики вырезали. Еще: помните, эпизод, когда мы с Катериной убираем диван? Так вот, если бы не цензура, я бы дефилировал в кадре с голым задом.
Многие фразы вырезали уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии, и у них завязывается беседа, убрали название авиакомпании. «Что происходит в мире?» — наливая, спрашивал Гоша. «Стабильности нет, — отвечал ему Николай. — Террористы опять захватили самолет компании «Эйр Франс».
Это название, во избежание международных проблем, решили вырезать. И если, по сценарию, Гоша и Коля распевают «По Дону гуляет казак молодой», то в фильме они всего-навсего разделывают рыбу-таранку.
Полностью исчез из фильма эпизод, в котором хоккеист Гурин (Александр Фатюшин), объявивший, что «завязал со спиртным и уходит на тренерскую работу», снова появляется пьяный на даче и говорит бывшей жене Людмиле: «Займи мне трешку для ровного счета». Режиссера попросили это убрать, сказав: «Давайте оставим надежду. Пусть зритель верит, что Гурин исправился».
Фильм стал популярным у зрителей и даже получил «Оскар».