Ровно тридцать пять лет тому назад вышел на экраны один из самых любимых советских фильмов.
Необыкновенно лиричная и трогательная история о некогда знаменитом чечёточнике по имени Александр Беглов. Когда-то он был кумиром публики, а теперь живет скромно и незаметно. Он — репетитор танцев в эстрадном коллективе, где блещут иные звезды. И вдруг все меняется – к старому артисту снова возвращаются молодость и кураж…
История первая: о том, как уговорить режиссера
Рассказывает режиссер Карен Шахназаров:
«Идея снять этот фильм родилась у нас сразу же после работы над картиной «Мы из джаза», где нашим репетитором был старейший в стране танцовщик – степист Алексей Быстров. Вскоре после окончания съемок «Джаза» он умер, и мы решили посвятить ему отдельный фильм. Помню, в это время я был в Сочи и там увидел старую эстрадную площадку. Родилась мысль снять картину о 1950-х годах, об эстраде тех лет. Так несколько идей соединились в одну…».
Претендентами на роль Беглова (так назвали в сценарии Быстрова) были Евгений Леонов, Олег Ефремов, Петр Щербаков. Их пробовали по очереди. Но параллельно сценарий отправили Евгению Евстигнееву…
Шахназаров сильно сомневался, что Евстигнеев подойдет на эту роль. Но… Вот что рассказывает сам режиссер о том, что было дальше:
«Евгений Александрович прочитал сценарий, пришел ко мне и сказал: «Я хочу сыграть эту роль!». С этого момента он каждый день приезжал ко мне, ну просто как на работу и, как бы, между прочим говорил: «Хочу сыграть, хочу!» Я уступил… Поначалу на съемках у нас с Евстигнеевым не очень складывались отношения: мы оба люди с характерами. Но потом мы все же подружились. Евгений Александрович постоянно предлагал что-то свое… Помните, эпизод в фильме, где Беглов играет на тарелках? Это он придумал прямо на съемках. Мы снимали под музыку – и вдруг он неожиданно для всех начал в такт стучать тарелками и вилками. Так мы это и оставили…».
История вторая: о капризной певице
Певицу Ирину Мельникову списывали с Аллы Пугачевой. Еще во время работы над сценарием было решено пригласитьна эту роль Наталью Гундареву.
— Наташа играла капризную звезду, — рассказывает Шахназаров, — но сама на съемках вела себя скромно: никогда не опаздывала и не требовала поблажек.
Петь за актрису в фильме, по задумке авторов, должна была та же Алла Пугачева. Ее приглашали, но… В результате за кадром мы слышим голос Ларисы Долиной.
История третья: как Панкратов-Черный зарабатывал чечёткой
Поначалу на роль Аркадия Грачева режиссер пригласил Игоря Скляра, с которым до этого уже работал. Но артиста не отпустили на съемки из театра, и тогда Карен Георгиевич Шахназаров позвал в картину своего давнего друга, артиста Александра Панкратова-Черного.
— Незадолго до «Зимнего вечера» я снялся у Карена в картине «Мы из джаза», — рассказывает нам актер. – В «Джазе» танцовщик Быстров научил меня бить чечетку, да и, вообще, танцевать. Это здОрово пригодилось мне в новой картине. Снимали мы не только в Гаграх и в Москве, но и в Одессе. Там, в перерыве между съемками, я прямо на улице начал танцевать чечетку. Какая-та женщина смотрела на это, смотрела, а потом и спрашивает: «Сколько тебе кидают за этот танец?». Я ляпнул: «20 копеек». Она тут же крикнула окружающим, чтобы мне давали больше денег. И одесситы стали подходить ко мне и предлагать кто рубль, кто трешку… Конечно, я этих денег не взял.
История четвертая: про тайное свидание
В фильме дебютировала будущая прима-балерина Большого театра, тогда еще восьмилетняя Анна Иванова, которая сыграла дочь Беглова в детстве.
— Помню, как это было нелегко, — рассказывает Анна. – Сначала я прошла пробы, в которых участвовали еще сто маленьких девочек. Потом училась бить чечетку…
Но мало, кто знает, что на эту роль пробовалась юная Ирина Цывина, которая в будущем станет супругой Евстигнеева. В прошлом году она скоропостижно ушла из жизни, но в одном из своих интервью она призналась:
«Первое настоящее наше с Евгением Александровичем свидание было на съемочной площадке этого фильма. Тайное, его тогда никто даже не заметил…»
История пятая: как сфинкс сожрал семь километров проводов
— В качестве декорации мы придумали электронного сфинкса, с выдвигающей лапой, на которой выступали танцоры, — вспоминал художник-постановщик фильма Валерий Филиппов. – Молодые специалисты по электронике, помогавшие нам, израсходовали на сфинкса семь с половиной километров электрических проводов и несколько тысяч лампочек…