Личный блог популярной телеведущей
Первое сентября — трогательный и волнительный праздник для всех, через этот путь с его перипетиями и победами прошли буквально все.
Для родителя, с одной стороны, это день воспоминаний, все эти бантики, линейка, костюмы, цветы, наводят на чувство ностальгии, а с другой — день какого-то особого трепета за своего ребенка: как будет выглядеть, понравится ли учебный процесс, как сложатся отношения с классом/учителями, ведь все мы понимаем, что школа — не только учеба и оценки, это социум, огромный мир, формирующий ребенка.
Двое моих старших детей, Артем и Яна, первый раз пошли в школу в возрасте четырёх лет, это было в Великобритании. Как такового Дня знаний там нет. Артем не испытал на себе этого праздника, когда мы переехали, он продолжил обучение в британской школе, но уже в Москве (учебный год они начинают по своей системе, не первого сентября).
А вот Яна на момент нашего переезда в Россию уже отучилась в британской школе в Лондоне, 2,5 года, но по возрасту она еще подходила для поступления в первый класс и я приняла решение отвести ее в общеобразовательную школу. Поэтому Яна отправилась всё-таки в первый класс с бантами, с праздником — настоящая первоклашка! Я была этому очень рада.
Мои старшие дети всегда с удовольствием ходят в школу. А вот у младшего, Арсения, дела обстоят по-другому. Первый раз в первый класс он пошёл с энтузиазмом: ждал, было интересно, ему казалось, что он стал взрослый… Но особой любовью к школе он, честно говоря, так и не проникся. С гораздо большим удовольствием он ходит на тренировки по футболу каждый день.
Надо понимать, что каждый ребёнок индивидуален, и всех ставить под одну гребёнку категорически нельзя. У Артема и Яны не нужно было проверять уроки никогда, потому что это их ответственность, и они как-то чувствовали это всегда сами. Когда они что-то не понимали, сами просили нанять репетитора: Яна брала дополнительные уроки по математике, Артем по русскому, так как в британской школе данный урок как таковой с недавнего времени отсутствует. Изучение языков — их собственное желание и решение.
А Арсений — футболист! Он делает то, что ему интересно. Конечно, задача родителя в данном случае замотивировать. У нас с ним, кстати, была забавная история. Мы прилетели к нашим друзьям в гости в Намибию, там было очень много детей, и поскольку почти все мои друзья (я, наверное, была единственная, кто прилетел из России) живут за границей, кто в Италии, кто в Германии, кто в Англии, все детки, которые там собрались, между собой общались по-английски.
Двое моих старших детей могут спокойно коммуницировать. Арсений же в какой-то момент понял, что он не может ничего сказать. Самое смешное, когда мы пришли к себе в комнату, собирались спать, он говорит: «Так, где компьютер?…Давай». Спрашиваю, что «давай»? А он: «Давай учить английский!» У него было чёткое намерение к утру выучить язык для того, чтобы общаться с детьми.
Эта история произошла случайно, но она мне показала, что такие ситуации можно провоцировать в жизни для того, чтобы на наглядном примере дети понимали, для чего нужны те или иные знания. Но главной мотивацией для детей я, конечно, считаю собственный пример. Всегда говорю, что учиться можно в любом возрасте, сама им показываю, что многие вещи я не знаю, но учусь этому сейчас. И замечаю, как детям нравится, когда они сами мне рассказывают что-то, о чем я никогда раньше не слышала, это тоже их мотивирует.
Вообще хотелось бы всем нам родителям (я это и себе говорю) напомнить, что зачастую дети боятся школы из-за того, что мы накладываем на них какой-то огромный груз ответственности. Это мы их пугаем высказываниями о том, что «будешь учиться плохо, ничего не достигнешь», «не сдашь ЕГЭ — пойдешь в дворники» — это все наши фразы и мысли, которые по факту — пережитки прошлого.
Я не в коем случае не умоляю значимость учебного процесса, но давайте поставим себя на их место. Нам было бы приятно? Мы смогли бы получать удовольствие от процесса? Даже в двойке нет ничего страшного. Страшно, когда у тебя одни пятерки и стресс, дёргающийся глаз и куча психологических проблем. И кому тогда нужны эти оценки? Уж точно ни одна пятёрка не стоит нервного срыва!
Я всё равно считаю, что ничего ужасного нет в том, что ребёнку может какой-то предмет не даваться или даже просто не нравится. Нам надо всё-таки научиться как-то воспринимать своих детей и позволять им совершать свои собственные ошибки. Не страшно совершать ошибки, плохо их не исправлять.
И заметьте, ведь во время учебного года мы настолько мало начинаем общаться с детьми о чём-то личном, единственное, что нас интересует – как школа и какая оценка. Если не дай Бог оценка плохая, мы даже забываем спросить у ребёнка, что случилось и почему вообще так вышло. Оценка — это просто оценка, а чувства ребёнка — гораздо важнее.
Желаю всем нашим детям и нам, родителям, интересного и легкого учебного года!