29 апреля ровно 45 лет назад на Центральном телевидении состоялась премьера ставшего потом «народным» фильма «По семейным обстоятельствам».
Сначала было произведение драматурга Валентина Азерникова, который вовсе не знал, что такое киносценарий. В 1970-х чиновники заказали ему написать пьесу, посвященную Москве и москвичам.
— Я тогда отказался, подумал – какая глупость! Раздраженный поехал домой, — признается сам Валентин Захарович. – Еду в метро. И вот в вагоне, наблюдая за людьми, придумал сюжет, что молодые супруги и теща, живущие в одной квартире, ищут варианты размена. В те годы эта тема была так актуальна для москвичей. Дальше разыгралась фантазия. И вскоре, находясь в доме отдыха в Болшево, написал пьесу «Возможны варианты».
Первым это произведение поставил режиссер Павел Хомский в театре имени Моссовета. В спектакле Ростислав Плятт сыграл сразу несколько ролей: автора, маклера, няни и логопеда. А еще на сцене блистали: Ия Саввина (Галина Аркадьевна), Лариса Наумкина (Лида) и Евгений Стеблов (Игорь). Постановка пользовалась огромной популярностью у зрителя. Когда на спектакле побывал режиссер Алексей Коренев, который к тому времени уже снял знаменитую «Большую перемену», то решил: надо снимать фильм. Из спектакля он решил задействовать двоих актеров – Евгения Стеблова и Юрия Кузьменова, который сыграл на сцене, (а потом и в фильме) эпизодическую роль алкоголика. Хотя и на роль Игоря параллельно со Стебловым пробовались другие артисты. Например, Виктор Проскурин, Станислав Садальский, Владимир Носик. Но режиссер выбрал Стеблова.
— Сейчас неудобно говорить, но тогда мне казалось, что мы снимаем хороший, качественный, но ширпотреб, — смеется в разговоре с нами Евгений Юрьевич. — Сейчас я понимаю, что был не прав. Время показало: в этой картине есть что-то такое, что идет к сердцу зрителя. Кстати, в том спектакле театра имени Моссовета я не только играл роль, но и работал ассистентом режиссера. Зная об этом, Алексей Коренев во время съемок, разрешал мне ему помогать. Я придумывал какие-то фразы, сцены. Помните эпизод, когда мой герой выходит из родильного дома с младенцем, и мы с тещей обмениваемся: я ей – кулек с ребенком, она мне – портфель? Потом, на озвучании я придумал, говорю: «Осторожно, головка», она: «Осторожно, портфель!» Если посмотрите внимательно эти кадры, то по артикуляции поймете: мы эти фразы не говорим на съемках.
На роль тещи Игоря пробовались разные актрисы. Например, Людмила Касаткина. Но она сниматься не смогла из-за занятости в театре, и тогда Галину Аркадьевну сыграла Галина Польских. В фильме она мечтательно говорит: «Нет, милая моя, есть у женщины и другое предназначение!» Ее героине это другое предназначение – быть любимой –удается на все сто. А вот самой актрисе – нет. Конечно, за ней ухаживали, но судьбу свою после двух замужеств так ни с кем больше и не решилась связать.
– Когда я заводила об этом разговор, дочки начинали возражать. И мне приходилось выбирать. Устроить свою личную жизнь? Но дети-то против!Конечно, я выбирала своих девочек и роман прекращала. И для меня всегда было очень важно, чтобы они были сыты, получили хорошее образование, – рассказывает нам Галина Александровна.
Невестку героини Галины Польских сыграла актриса Марина Дюжева. Конечно, пробовались и другие, например, дочь режиссера Елена Коренева. Но выбрали именно Дюжеву.
— Если честно, я боялась, как буду играть с такими уже известными актерами, как Польских и Стеблов, — признается Марина. — Но они меня приняли в свою компанию. Я была для них не какая-та девочка, а полноправным партнером. Если бы меня гнобили, то ничего не смогла бы сыграть. Когда снималась в этом фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне моей героини. Сейчас я уже полностью на стороне Галины Польских. Через лет двадцать буду переживать за героиню Ханаевой.
Актрису МХАТа Евгению Ханаеву режиссер Коренев поначалу пригласил на маленькую роль. Но в процессе съемок для нее придумал любовную линию – за ней ухаживает давний ее грузинский кавалер. Отдельная тема – другие народные артисты, которые, как отдельные концертные номера, появляются во второй серии фильма: Евстигнеев, Папанов, Быков, Басов, Дуров.
Роль логопеда очень хотел сыграть Савелий Крамаров.
— Узнав, что есть такой сценарий и набирают актеров, он позвонил мне и попросил: «Поговори с Кореневым, пусть меня попробует», — вспоминает сценарист Азерников. — Но Алексей ответил, что пока ждет ответа от другого артиста. Только потом я узнал – от Ролана Быкова. Хотя, знаю, рассматривалась кандидатура и Зиновия Гердта.
Быков согласился с одним условием: для съемок у него есть только два часа. Благо, тогда он снимал свой фильм «Нос» в соседнем павильоне студии «Мосфильм».
— Ролан прочитал текст, пока переходил с одной съемочной площадки на другую, — делится с нами оператор картины «По семейным обстоятельствам» Анатолий Мукасей. – Мы сняли эпизод с логопедом за полтора-два часа. Это была грандиозная работа артиста! Герой Евгения Евстигнеева в кадре должен был слушать рассказы про «фефочек» и «буфеты» с серьезным лицом. Но он рассмеялся. Пробовали дубль – и снова все хохочут. Потом Леша Коренев решил оставить эти кадры в фильме.
Кстати, позже представители советской цензуры усмотрели в сцене с логопедом намек на Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, у которого с дикцией уже тогда были проблемы. Но, к счастью, эпизод не вырезали. Зато досталось другой сцене. Например, когда маклер по недвижимости (Владимир Басов) встречается с Галиной Аркадьевной. Она ему говорит про унитаз (памятуя о конспирации): «Зять у меня — чех, компакт чешский». В то время еще ходили разговоры о вторжении советских войск в Чехословакию. Цензоры выбросили эту реплику, на всякий случай, и только в годы «перестройки» ее вставили обратно.
По ходу съемок фильма многое менялось. В роли оперной певицы, которая на досуге вяжет, снималась известная комедийная актриса Тамара Носова. Но, посмотрев материал, режиссер Коренев остался недоволен. В результате, сыграла Нина Дорошина. В эпизоде с алкоголиком, который ищет размен квартиры, чтобы сойтись со своей возлюбленной, должен быть сниматься Евгений Стеблов. Однако режиссер попросил актера отказаться от этой сцены в пользу Евгения Евстигнеева, чтобы прибавить ему больше работыв фильме.
Кстати:
Льву Дурову, который сыграл в фильме старика, на тот момент было всего лишь 46 лет.
Пятилетнюю Леночку, дочку Игоря и Лиды, сыграла Екатерина Василькова, внучка известной актрисы Зои Васильковой. Сегодня она работает в туристическом бизнесе.
Фильм сняли в рекордные сроки — за три месяца.