В минувший уикенд с 27 по 30 июля в Рязани прошел Первый Международный оперный фестиваль. Сценой стала территория Рязанского Кремля. Произведения великих русских композиторов Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского по-новому зазвучали среди древних стен.
Сколько поклонников русской оперы в Рязани?
За 4 дня фестиваль «Русская опера», по данным организаторов, посетили более 10 тысяч зрителей: поклонники оперы из Рязани, Москвы, Воронежа, Липецка и других близлежащих городов. Кроме знаменитых опер «Алеко» Сергея Рахманинова и «Хованщина» Модеста Мусоргского фестивальные дни были наполнены и другими мероприятиями: лекции музыкальных критиков, выступления военно-исторических клубов и цыганского ансамбля, камерные концерты, исполнение духовной музыки «Всенощной» и «Литургии» Сергея Рахманинова. Каждый день имел свою тематику и был переполнен событиями.
Самые активные зрители смогли увидеть и услышать недавно созданный Камерный оркестр Рязанской области, артистов Рязанского музыкального театра, и Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, солистов Большого театра России и театра «Геликон-опера».
«Для Рязанской области оперный фестиваль – уникальное событие. Потому что это сложный для технического воспроизведения жанр. Нужна оркестровая яма, хорошее зеркало сцены, акустика, профессиональные музыканты. Но самое главное, чтобы зрители были готовы к пониманию этого элитарного жанра», — отметила министр культуры Рязанской области Марина Кауркина.
«Хованщина» open—air.
И зрители оказались готовы! Закрытие фестиваля и его кульминацию – оперу «Хованщина» Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко пришли послушать более 3500 человек. Для сравнения: собственный зал театра вмещает только 1100 зрителей.
Грандиозное зрелище длилось три с половиной часа, на сцене находилось более 100 актеров и музыкантов. «Хованщина» в постановке Александра Тителя – одна из самых многолюдных русских опер, поскольку главный герой – здесь хор, а самые важные сцены – массовые. Эта опера никогда не покидала родную сцену. На фестивале в Рязани «Хованщина» впервые была показана вне Москвы, да еще и под открытым небом. Генеральный продюсер премии «Онегин» и продюсер фестиваля «Русская опера» Игорь Тарасов рассказал, что отличает оперу на open-air площадке: «Особенность исполнения «Хованщины» в Кремле с естественной акустикой в том, что зрители слышат практически живые голоса, с лишь небольшой фоновой подзвучкой. Только так можно оценить неповторимое чудо человеческого голоса — насколько он может быть полетным, красивым без дополнительного усиления с помощью техники».
На сцене – звезды оперы
В 2016 году «Хованщина» получила премию «Золотая маска» как лучший оперный спектакль. И с тех пор идет в Москве с неизменными аншлагами. На сцене одновременно несколько звезд театра Наталья Зимина (Марфа), Наталья Мурадымова (раскольница Сусанна), Дмитрий Ульянов (Иван Хованский), дирижёр Тимур Зангиев. И все они приехали на фестиваль в Рязань. Кстати, поскольку гримерные располагались здесь же на территории Кремля в шатрах, то после спектакля зрители могли лично поблагодарить артистов, выходящих со сцены. Это было так трогательно и необычно для оперного спектакля, где артист всегда отделен от зала оркестровой ямой и даже подарить цветы не всегда возможно.
Режиссер-постановщик «Хованщины» и главный режиссёр театра Александр Титель заметил, что исполнение оперы под открытым небом делает ее доступнее: «Я сторонник того, чтобы возить оперные спектакли по замечательным местам, играть их на площадях, в кремлях, на фоне монастырей, крепостей. Это позволяет оперному искусству обретать новых поклонников. Здесь в Рязанском Кремле – очень красиво, это интересная локация для русской оперы».
Организаторы фестиваля поделились планами сделать фестиваль на Рязанской земле ежегодным. А вот что покажут в следующем году пока большой секрет. Будем ждать!
Крылова Оксана, автор фото Павел Пониматкин