ДомойОбществоУбийство в театре: что в жизни - ужас, на сцене - радость!

Убийство в театре: что в жизни — ужас, на сцене — радость!

18 ноября в театре имени Моссовета премьерный показ «Пиковой дамы».

Представьте, идёте вы по улице, а навстречу в инвалидной коляске везут престарелую, дурно накрашенную даму. Ужас! Но, вывозят эту даму на сцену – и у всех неописуемая радость! 

Представьте еще. Компания мужчин средних лет. Общаясь друг с другом, они кривят лица, пафосно завывают, принимают неестественные позы и   таращат глаза.  Ужас! Но, режиссер Игорь Яцко считает, что именно так вели себя русские офицеры в XIX веке. И ему – радость!

В роли престарелой графини старейшая актриса театра Валентина Талызина. Вот и подошла очередь Талызиной спеть свою «лебединую песню».  О чем её песнь? Да, ни о чем. Нет, ну серьезно.

Ежели заранее не знаешь сюжет «Пиковой дамы», то и не узнаешь.

Почему мертвая графиня приходит к Германну? Почему она все-таки открывает ему три карты? Почему Германн два раза выигрывает, а третий – проигрывает?

Впрочем, на этот случай есть википедия. Именно она откроет пытливому зрителю замысел постановщика. Но, из википедии вы не узнаете: зачем Талызина поет на дурном французском (графиня, блин!), зачем читает из-за сцены стихи, трудно сопрягаемые с сюжетом…  

Валентина Талызина, кадр из спектакля «Пиковая дама»

Когда-то режиссер Алексей Дикий обратился к актерам с фразой, ставшей крылатой: «Чем будем удивлять?»

Постановщик «Пиковой дамы» Яцко явно руководствовался заветом Дикого: Талызину то завозят в инвалидной коляске на сцену, то увозят, то поднимают с коляски, то обратно сажают, то поднимают, но уже не увозят, а долго уводят под руки. 

Хотите проверить, хороший артист на сцене или нет – заткните уши.

Если смотреть на сцену без звука и при этом понятен смысл происходящего, значит исполнитель на своем месте.  И здесь из актерского состава выделяется Станислав Бондаренко — Германн и графиня в молодости — Ксения Хаирова, дочь Валентины Талызиной.  

Станислав Бондаренко и Ксения Хаирова, кадр из спектакля «Пиковая дама»

Раз уж «лебединая песнь», Талызиной на сцене должно быть много. Чистый хронометраж. И начинается реновация Пушкина.

Например, в повести есть такая сцена: старая графиня перед зеркалом, вокруг нее три девушки. В руках одной – румяна, у второй — шпильки, третья держит чепец с яркими лентами. Девушки наряжают графиню.

В спектакле сцена выглядит так: графиню окружают девушки, одна из них читает отрывок из «Войны и мира», написанный через сорок лет после смерти автора «Пиковой дамы». На словах «Михаил Илларионович Кутузов» графиня Анна Фёдоровна тычет в себя пальцем и говорит: «Илларионович».  Наверняка в зале найдется неискушенный зритель, который решит, что попал на шоу трансвеститов. Кому ж придет в голову, что отчество у Талызиной — «Илларионовна». 

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский в свое время написали повесть «Убийство в библиотеке», по которой Эльдар Александрович хотел снять фильм, но не получилось. В «Убийстве…» должна была играть и Талызина, значит, наверняка, повесть читала.

Сюжет таков: Поздно вечером, в библиотеке убивают знаменитого историка, академика, который создавал труд о временах Ивана Грозного. Расследование заходит в тупик. Выясняется, что у всех коллег академика был повод его убить, но у всех есть алиби.

Наконец следователь понимает, кто убийца.

Им оказывается сам Иван Грозный. Портрет Грозного с посохом в руке висел на стене читального зала. Царь видел, что учёный пишет, как он в угоду себе фальсифицирует историю, осознавая полную безнаказанность, передергивает факты, несет околесицу и сочиняет небылицы.

И Грозный не выдержал. Однажды он сошел с портрета, да как жахнул академика по башке посохом.

Фойе театра Моссовета украшено огромными с пола до потолка портретами актеров и режиссеров, прославивших театр: Любовь Орлова, Фаина Раневская, Серафима Бирман, Вера Марецкая, Юрий Завадский… 

Вопрос. Нет ли у Талызиной страха, что, когда её коляска в очередной раз покатиться вдоль портретной галереи, к примеру, Любовь Орлова сойдёт с портрета, да как….

Телеграм канал «Клиника Раневской» специально для «Русской теленедели».
Фото: пресс-служба Театра им. Моссовета, соцсети.

Сцена из спектакля «Пиковая дама»


редакция RTWeek
редакция RTWeek
Наши стрингеры - студенты отделения "Продюсирование и культурная политика" ИГСУ РАНХиГС - проникают на закрытые мероприятия, сидят в засаде у красных дорожек и пристают с неудобными вопросами к самым капризным звездам и самым авторитетным экспертам.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Мы в соцсетях

     

Новости

Top.Mail.Ru