Разговор с Еленой Север о музыкальных пристрастиях, реактивном характере и чудесах.
— Первые свои аплодисменты ты сорвал еще в школе, точнее, в школьной столовой. Расскажи, как это было?
— Да, в школьной столовой я сорвал колоссальное количество аплодисментов. Это было в первом или во втором классе, и я запел вообще какую-то революционную песню! Я помню это так: все ели, стучали ложками… а потом — раз, и тишина. Тогда я понял, что «инфицирован вниманием», желанием быть на сцене. И я очень благодарен людям, которые предали мне этот импульс. Прежде всего, это мой невероятный педагог по вокалу — Зоя Николаевна Кантор, которой сейчас нет. Она меня буквально выдернула из первого класса, ходила за мной по пятам, стучала в ворота, когда мои родители не отпускали меня в музыкальную школу. Но в конечном итоге ее настойчивость сработала невероятным образом: видите, теперь перед вами сидит человек с красными волосами и с очень большой историей за спиной!
— Сейчас ты наставник как у взрослых, так и юных певцов (Дима Билан — наставник проектов «Голос» и «Голос. Дети», прим. ред.). С кем тебе проще работать? С малышами или со взрослыми?
— Ты работаешь не только с малышами, а еще, в нагрузку, и с родителями! Но со взрослыми, наверное, сложнее, потому что некоторые из них приходят на проект, думая, что это – их последний шанс. А дети, если мудрые родители объяснят им, что в жизни еще будет много вариантов и их всегда можно реализовать, раскрываются совсем по-другому.
— А ты чувство ответственности ощущаешь? Ведь ты можешь повлиять на их судьбу, выбор в дальнейшем, особенно у детей.
— У меня очень реактивный мозг, и я реагирую моментально на все, что вокруг происходит. В музыке, на сцене, очень важно ловить каждое дыхание зала. Но иногда в жизни это мешает. Ты хочешь прочитать мысли людей, которые не стоит читать — начинаешь обращать внимание на то, чего не существует. И в итоге получается, что ты сам себе что-то придумал. В этом смысле приходилось нелегко.
— Для того, чтобы быть хорошим учителем, нужно быть более сдержанным в плане эмоций?
— Нужно быть более сдержанным и смотреть на все, что происходит вокруг тебя, ровно. Но поскольку я экспериментировал, именно благодаря моему импульсивному характеру, происходили какие-то вещи, которые запомнились в программе «Голос».
— А ты мог поругать ученика? Я знаю, что есть такие педагоги и наставники, которые уверены, что нужно это сделать.
— Я предпочитаю все-таки не называть их учениками. Потому что учитель – это профессия гораздо более обширная, большая, уважаемая. Наставник — меня устраивает именно это название. Но, что касается каких-то, допустим, поправок, которые нужно внести в номер… Чтобы не было протеста, нужно обязательно сделать так, как будто человек придумал это сам. То есть найти такие слова, вспомогательные аккорды…
— Это из твоего собственного опыта?
— Ты абсолютно права. Это четко мой собственный опыт. Мои педагоги как раз были мудры, они всегда оставляли за мной право выбора, как и мои родители.
— Дима, а как ты относишься к критике?
— Странною любовью! (Смеется)
— В своей книге «Планета Билан» ты написал, что готов доплачивать за критику…
— Я открою небольшой секрет. Где в мой адрес проходит критика — там, как я люблю говорить, выжженное поле. Потому что я там прошел раньше, после меня там искать нечего, всё в моих карманах, даже выжженные пеньки я уже собрал. Все, что я неправильно сделал, я первый разложу по полочкам и «съем» себя за это. Поэтому, пожалуйста, пишите — с какого-то времени я вообще перестал бояться чьего-либо мнения.
— Дима, у тебя помимо Гнесинки за плечами еще и ГИТИС. И это дает нам право подозревать, что у тебя внутри живет «второе я» в виде актера. Ты хотел бы реально сниматься в кино?
— Не законченный ГИТИС. Но я всегда говорю: если появится возможность, я открыт для любых экспериментов в кино! С удовольствием бы сыграл в триллере (чтобы не говорить о каких-то высоких формах и материях). С еще большим удовольствием – в драме. Кстати, одна роль в кино у меня уже была — в фильме «Герой», где я играл белого офицера.
— Тебе удалось проникнуться всей той атмосферой?
— Я проникся бесконечно! Даже написал своему дяде, который абсолютно знает всю нашу родословную. Он рассказал мне историю про то, как мой прадед служил в «сотне» Николая II, учил царских детей верховой езде, оружейному делу. Скажем так, я потомок человека, который был очень близок к царю. То есть этот фильм сыграл в моей жизни какую-то невероятную роль — я очень много узнал о своем роде, своих истоках.
— А как тебе далась эта роль?
— Тяжело. Мне кажется, после съемок с такими именитыми актерами, я в какой-то степени даже психологически изменился. (В фильме снимались Юрий Васильев, Марат Башаров, Александр Балуев, Юлия Пересильд и др. Прим. Ред.). Ты приезжаешь на съемочную площадку, и все думают, сейчас этот эстрадный артист «сыграет». Мне приходилось вставать раньше всех, приезжать на съемки раньше всех, много работать. И никаких подобных разговоров в мой адрес не было, мы очень хорошо сдружились и общались.
— А как ты сам относишься к кино? Часто ли смотришь? Есть ли у тебя время смотреть?
— В какой-то момент я потерял интерес к походам в кинотеатр. Ты берешь поп корн, садишься, идет первая минута, вторая, пятая, шестая… но тебя с экрана никто «не хватает за грудки» — «смотри меня»! То есть эмоционально ничего не цепляет. У меня был период, когда я смотрел сериалы, долго и запоем. Но в последние годы в кинотеатрах мало чего хорошего показывают. Единственный фильм, который меня поразил и покорил, из последних – это «Зеленая книга». Долгое время меня настраивал на жизнь фильм «Родня». Потому что там показана какая-то невероятная любовь.
— Зато твои клипы – это прямо отдельное кино! В том числе, про любовь. Не так давно ты выпустил просто потрясающее видео с песней «Химия». Расскажи немного: как вы это сделали и самое главное – чья это была идея? Потому что идея – реально крутая!
— Снимали мы у меня дома, в районе (не будем называть его… ), где все эти красивые пейзажи получились в кадре. Ну и, во-вторых, я познакомился с ребятами из «XO ТЕАМ» — это очень классная команда людей, которые занимаются не только Тик Током. Они креативные, позитивные, вот так и получилась наша «Химия». В Главной роли снялась Алла Покров из «Дрим тим хаус».
— То есть фактически ты и был автором идеи?
— Да, можно сказать и так.
— А кого ты сам из русскоязычной музыки слушаешь? Или можешь выделить?
— Ну, во-первых, IOWA. Во-вторых, есть коллективы, невероятно талантливые, но которые еще не успели сказать свое яркое слово.
— То есть ты отслеживаешь все новинки и среди них есть что послушать?
— Да, например есть такая исполнительница — Тося Чайкина. Очень хотелось бы ее увидеть у вас на канале Ru.Tv. Она очень талантливый автор и битмейкер – просто сумасшедшие вещи делает.
— Мы обязательно послушаем и познакомимся с ней!
— Ну и конечно, все уже знают, моя сестра сейчас запела.
— Это именно с твоей подачи произошло? Или это было ее желание, а ты просто ее поддерживаешь?
— Мне кажется, когда у тебя есть родственник, который занимается музыкой и постоянно находится в каком-то эмоциональном подъеме, очень сложно удержаться. Ты заражаешься, видишь, как ему хорошо и хочешь, наверное, так же. Хотя у нее наверняка есть свое объяснение. Она закончила режиссерские курсы в Лос-Анжелесе. Но все равно вернулась к музыке – Аня еще в детстве училась в музыкальной школе.
По поводу музыкантов еще хочу добавить: есть такая группа как «Куртки Кобейна», замечательный музыкант Шарлот – сумасшедший просто пианист, вот он, мне кажется, показывает реально дух времени, абсолютно молодежный. И я думаю NILETTO очень грамотный парень.
— С тобой о музыке можно бесконечно говорить… Скажи, что бы ты хотел сказать своим зрителям и нашим читателям?
— Друзья! Самое главное – бодриться, верить в лучшее. Потому что я уверен, наши мысли сублимируются и становятся одним целым посылом туда, в космос, тогда и случаются чудеса! Желаю вам быть здоровыми, прежде всего! И… Чудеса не за горами!
Интервью Елены Север с Димой Биланом смотрите в программе «Север-шоу» на RU.TV