Так что же будет с человечеством, если компьютеры и роботы всех мастей восстанут против своих создателей? Приведут ли к революции сбой в программе и отсутствие психиатров для ботов? Что думают об этом создатели двух сериалов.
Важно ли нам название?
Итак, американский «Род человеческий» — против совсем недавно купленного Netflix российского «Лучше чем люди».
«Род человеческий» вышел достаточно давно, но был назван одним из лучших сериалов на тему. Название в оригинале – Extant, то есть в переводе дословном – «существующий», что немаловажно. В оригинале название задает саму проблему, чего в русском аналоге названия никак не найти.
Название сериала российского – «Лучше чем люди» — сразу обозначает не просто проблему, но и обнуляет интригу: героиня – робот (ну или попросту – знакомьтесь – бот) Ариса как бы бот неправильный, людей сразу убивает. Да, завязка у истории такая, но название… Название, конечно, звучное, но зачем тогда смотреть два сезона, если мы заранее знаем: не убийца Ариса, а правильный бот, который лучше нас!
Сюжет и прочие составляющие
«Род человеческий», вероятнее всего, так полюбился критикам по причине присутствия в сериале двух сюжетных линий в одном флаконе. Персонаж, сыгранный Холли Берри – женщина-астронавт с судьбой, надо признать, нелегкой: первого ребенка потеряла в аварии, со вторым мужем детей иметь не могла, потому они усыновили робота-андроида-ребенка Итана, созданного этим самым вторым мужем. Но судьба же на подарках никогда не останавливается, тем более, когда женщина с амбициями и решает семью на год оставить, да снова – в пространства космические отправиться. Возвращается она из тех пространств – ах… в состоянии беременном…да – от сущностей цивилизаций неземных, то есть работает, так сказать, контейнером доставки рода этой самой цивилизации на нашу планету. Вот они и две сюжетные линии: и ребенок у главной героини – бот, а тут еще вторым беременна – совсем инопланетянин… И вот тут и встает вечный по сегодняшним меркам вопрос о праве на существование и инопланетных граждан на Земле и роботов как чувствующих и мыслящих самостоятельно.
А что у нас с с теми, кто лучше, чем мы, люди? Там все попроще – душевнее. Но вопрос о праве роботов мыслить и существовать стоит тоже остро: с ботами серьезно расправляется группа «ликвидаторов», вешая несчастные машины с мостов. Методы расправы там затейливые. Ариса же – главная героиня и робот — прибывает как эксклюзивная модель секс роботов, тут же лишает жизни одного из работников компании и сбегает… Убивать роботам не положено, да и модель очень дорогая, потому начинается коллективный поиск, вскоре напоминающий всеобщий «шухер». Тут и любовь к девочке, которая оказывается первой хозяйкой Арисы, и папа девочки, и несчастный по жизни главный герой, которого то бывшая жена пытается идиотом оставить, вывозя детей в Австралию тайно, то бот Ариса вдруг начинает думать, что она должна быть идеальной женой герою и они – семья… Потом снова – полиция, ликвидаторы, политики носятся в поисках Арисы – и у всех на это свои причины, не имеющие, кстати, к первоначальному назначению бота Арисы – то есть – сексуальному – никакого отношения.
Лучше чем и чем лучше
Оба сериала по сути – об одном и том же: что будет, если роботы-боты начнут думать, а не работать, выполняя заложенную в них программу, принимать решения… А будет, по мнению создателей обоих сериалов, одно и то же: роботы думающие и различающие чувства людей способны не только любить, но еще и сохранять эту любовь. И лучше этих любящих ботов не злить: спасая любимых, они способный на все, даже то, чего программой не предписано.
Делать фильмы о роботах, несомненно, — сложно… С точки зрения техники – особенно. Оценивать же фильм по уровню использования компьютерных технологий – не совсем верно: да, красиво, да – ах, какой смешной бот вон на заднем плане прошелся… Тем не менее, американский сериал и здесь кажется «уже где-то виденным»: ну вынимают мальчику-боту батарейку, открывая панельку на спине, но это же — технологии эпохи «Робота – полицеского»… Ко второму сезону даже Холли Берри выглядит уставшей от жизни астронавта, всех этих неземных и земных ботопроблем и играет, моргает и даже говорит – утомленно, что уж говорить о зрителе…
С сериалом российским ситуация иная: тут даже разноцветная толпа гоняющихся за ботом Арисой – душевна. Герои не плоские, за каждым есть история. Использованные в создании технологии не выглядят заезженными, а контраст технологий и убогих зданий и машины главного героя только придает истории жизненности.
Подводя итоги
Если коротко и на языке бототехнологий: американский сериал – это «о ботах и инопланетных для ботов», то есть холодная фэнтэзи стори, выдавливающая скупую слезу чувствующего бота только персонажем мальчика – робота. «Лучше чем мы» — это – «о ботах для ликвидаторов», то есть – для людей. Понятно, чувственно, ну и технологии присутствуют там, где им положено…
На закуску
Они существуют! Надя Тальманн — директор института медиаинноваций в Национальном Исследовательском Университете Сингапура. Одна из её последних разработок — социальный робот Надин, которая умеет распознавать эмоции и запоминать людей, с которыми общается.
Надин — полностью автономный робот. Она учится каждый раз, когда встречает нового человека: запоминает то, что он говорит, выстраивает его пользовательский портрет, подстраивается под его характер и интересы. Надин уже видела тысячи людей,она хранит и анализирует информацию о каждом и узнаёт пользователей, с которыми общалась раньше. Сама же создательница бота Надин о своем детище и роботах в целом говорит не больше и не меньше, чем:
— Я против прав для роботов. Андроид — не личность. Это симуляция человека. А у симуляции не может быть прав: о каких правах можно размышлять, если у робота нет сознания и эмоций.