Если вы считаете, что опера и балет – не для вас, то недавняя премьера в «Новой опере» непременно разубедит вас в этом.
Эклектика на сцене
«Свадебка» — не опера и не балет, а русские хореографические сцены с пением и музыкой. Этот синтетический жанр придумал и воплотил в жизнь 101 год назад один из самых важных и влиятельных композиторов 20-го века Игорь Стравинский.
Свое необычное сочинение, основанное на фольклорных текстах и написанное в народной стилистике, композитор оркестровал для четырех роялей и группы ударных инструментов. Первым хореографом «Свадебки» была Бронислава Нижинская, сестра знаменитого Вацлава Нижинского. Народный танец и современная хореография – таков пластический язык «Свадебки».
Интересный факт: в спектакле нет оркестровой ямы – хор, оркестр и балетная труппа находятся на сцене одновременно, дирижёр Дмитрий Волосников руководит действом из зрительного зала.
Как все это можно совместить на одной сцене, да еще за такое короткое время – постановка, дополненная прологом и эпилогом современного композитора Николая Попова, длится всего час, настоящая загадка для пытливого зрителя. Но мы все же попробуем ее разгадать.
Новаторство в квадрате
Сочинение, которое сам Стравинский называл кантата, воспевающая деревенскую свадьбу, было поистине революционным (впрочем, как и многое в музыке Стравинского) для своего времени. И за сто с лишним лет эта музыка не потеряла своего новаторского звучания. Ярка, волнующая, с широкими распевами народных хоров.
Интересный факт: Стравинский практически не использовал настоящего фольклорного материала, а вот композитор Николай Попов работал с материалом, собранным в этнографических экспедициях. Но для слушателя все произведение звучит как подлинное народное пение.
Хореография Нежинской тоже была новаторской. Она активно внедряла элементы фольклорного танца в хореографию, так, например, руки танцующих, зажаты в кулачки. Эти же элементы использует хореограф Павел Глухов, поставивший «Свадебку» в «Новой опере». Вот как он описывает свой метод работы над танцевальной частью произведения: «Зритель будет считывать слой фольклорного материала, но я использую его не напрямую. У меня была задача внедрить этот язык логично и уместно, соединить со своим движением, сделать такой “коктейль”».
Насколько сложен для восприятия такой «новаторский в квадрате» спектакль? И как вообще можно понять спектакль без сюжета?
За свадебным обрядом — «Гроза»
У Стравинского сюжета в кантате действительно нет. Вернее, сюжетной канвой служит свадебный обряд, в центре которого собирательные образы жениха и невесты «из народа». А вот Николай Попов в прологе и эпилоге привнес сюжетную линию. В образах сначала безыменных героев, постепенно дополненных деталями, легко считываются Катерина, Тихон, Кабаниха из хрестоматийной «Грозы» Александра Островского. Такое решение добавляет драматизма минималистическому балетному действию и делает без слов понятной пение хоров – ведь сюжет «Грозы» известен всем со школьной скамьи.
Значит, ли это что слушать и смотреть «Свадебку» просто? – Вовсе нет. Музыка Стравинского многоплановая, глубокая, вызывает бурю эмоций. Но именно этот знакомый и понятный сюжет позволяет зрителю отвлечься от самого сюжета и полностью погрузится в музыку и танец, отдаться их стихии.
Погружению и растворению в народной стихии способствуют и костюмы хора и балета. Известный дизайнер Светланой Тегин, создавая костюмы для «Свадебки», использовала красоту русского аутентичного костюма и свадебных нарядов. По контрасту с тяжелыми, многокрасочными одеждами хора – костюмы танцоров подчеркнуто легкие и минималистичные. Это создает дополнительный драматический эффект.
О «Свадебке» в «Новой опере» можно было бы говорить еще очень долго, гораздо дольше, чем длится сама постановка. Но лучше все увидеть своими глазами.
Следующие показы спектакля состоятся уже осенью — 17 и 18 октября.
Материал подготовила Оксана Крылова
Фото: Екатерина Христова