ДомойАфиша«Свадебка»: шкатулка с секретом

«Свадебка»: шкатулка с секретом

Если вы считаете, что опера и балет – не для вас, то недавняя премьера в «Новой опере» непременно разубедит вас в этом. 

Эклектика на сцене

«Свадебка» — не опера и не балет, а русские хореографические сцены с пением и музыкой. Этот синтетический жанр придумал и воплотил в жизнь 101 год назад один из самых важных и влиятельных композиторов 20-го века Игорь Стравинский.

Свое необычное сочинение, основанное на фольклорных текстах и написанное в народной стилистике, композитор оркестровал для четырех роялей и группы ударных инструментов.  Первым хореографом «Свадебки» была Бронислава Нижинская, сестра знаменитого Вацлава Нижинского. Народный танец и современная хореография – таков пластический язык «Свадебки».

Интересный факт: в спектакле нет оркестровой ямы – хор, оркестр и балетная труппа находятся на сцене одновременно, дирижёр Дмитрий Волосников руководит действом из зрительного зала. 

Как все это можно совместить на одной сцене, да еще за такое короткое время – постановка, дополненная прологом и эпилогом современного композитора Николая Попова, длится всего час, настоящая загадка для пытливого зрителя. Но мы все же попробуем ее разгадать.

Новаторство в квадрате

Сочинение, которое сам Стравинский называл кантата, воспевающая деревенскую свадьбу, было поистине революционным (впрочем, как и многое в музыке Стравинского) для своего времени. И за сто с лишним лет эта музыка не потеряла своего новаторского звучания.  Ярка, волнующая, с широкими распевами народных хоров.

Интересный факт: Стравинский практически не использовал настоящего фольклорного материала, а вот композитор Николай Попов работал с материалом, собранным в этнографических экспедициях. Но для слушателя все произведение звучит как подлинное народное пение.

Хореография Нежинской тоже была новаторской. Она активно внедряла элементы фольклорного танца в хореографию, так, например, руки танцующих, зажаты в кулачки. Эти же элементы использует хореограф Павел Глухов, поставивший «Свадебку» в «Новой опере». Вот как он описывает свой метод работы над танцевальной частью произведения: «Зритель будет считывать слой фольклорного материала, но я использую его не напрямую. У меня была задача внедрить этот язык логично и уместно, соединить со своим движением, сделать такой “коктейль”».

Насколько сложен для восприятия такой «новаторский в квадрате» спектакль? И как вообще можно понять спектакль без сюжета?

За свадебным обрядом — «Гроза»

У Стравинского сюжета в кантате действительно нет. Вернее, сюжетной канвой служит свадебный обряд, в центре которого собирательные образы жениха и невесты «из народа». А вот Николай Попов в прологе и эпилоге привнес сюжетную линию. В образах сначала безыменных героев, постепенно дополненных деталями, легко считываются Катерина, Тихон, Кабаниха из хрестоматийной «Грозы» Александра Островского. Такое решение добавляет драматизма минималистическому балетному действию и делает без слов понятной пение хоров – ведь сюжет «Грозы» известен всем со школьной скамьи.

Значит, ли это что слушать и смотреть «Свадебку» просто? – Вовсе нет. Музыка Стравинского многоплановая, глубокая, вызывает бурю эмоций. Но именно этот знакомый и понятный сюжет позволяет зрителю отвлечься от самого сюжета и полностью погрузится в музыку и танец, отдаться их стихии.

Погружению и растворению в народной стихии способствуют и костюмы хора и балета. Известный дизайнер Светланой Тегин, создавая костюмы для «Свадебки», использовала  красоту русского аутентичного костюма и свадебных нарядов. По контрасту с тяжелыми, многокрасочными одеждами хора – костюмы танцоров подчеркнуто легкие и минималистичные.  Это создает дополнительный драматический эффект.

О «Свадебке» в «Новой опере» можно было бы говорить еще очень долго, гораздо дольше, чем длится сама постановка. Но лучше все увидеть своими глазами.

Следующие показы спектакля состоятся уже осенью — 17 и 18 октября.

Материал подготовила Оксана Крылова
Фото: Екатерина Христова

редакция RTWeek
редакция RTWeek
Наши стрингеры - студенты отделения "Продюсирование и культурная политика" ИГСУ РАНХиГС - проникают на закрытые мероприятия, сидят в засаде у красных дорожек и пристают с неудобными вопросами к самым капризным звездам и самым авторитетным экспертам.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Мы в соцсетях

     

Новости

Top.Mail.Ru