Подборка фильмов, которые отвечают на самые глубокие вопросы — о жизни, смерти, социуме и о том, кто мы… Смотрите, думайте, разгадывайте смыслы — здесь их много!
Мертвец
США, Германия, Япония, 1995
Фэнтези, драма, вестерн
Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Джонни Дэпп, Гэри Фармер, Криспин ГловерЛэнс Хенриксен и другие
Пожалуй, один из самых сильных фильмов о духовном перерождении человека. Тот путь, который почти невозможно пройти и в течение многих жизней, главный герой проходит всего за несколько недель, находясь на пороге смерти.
Действие фильма происходит в конце XIX века, во времена противостояния ковбоев и индейцев. По сюжету, молодой счетовод Уильям Блэйк приезжает на Дикий Запад в поисках работы. Но попадает в переделку, в результате которой убивает местного ковбоя. Раненый, он убегает в леса, где его спасает индеец по имени Никто, который почитает английского поэта и однофамильца главного героя Уильяма Блэйка. Вместе с Никто Уильям продвигается вглубь гор, чтобы встретить свою смерть, а по пути полностью меняется, становясь собой, из наивного юноши превращаясь в одинокого идущего по жизни путника.
Джим Джармуш – независимый режиссер, который снимает кино для себя и тех и, так сказать, «для своих», тех, кто поймет его. Кому близко творчество Джармуша, обычно знает и регулярно пересматривает все его фильмы. Однако фильм «Мертвец» вполне зайдет и самым обычным зрителям, так как глубокие смыслы, хоть и находятся на поверхности, но не подменяют сюжет, который построен по всем законам вестерна с его перестрелками, погонями и интригами.
Так что можно просто смотреть этот фильм, как увлекательный и захватывающий вестерн. Можно наслаждаться его красотой и гармонией, так как съемка, пейзажи, саундтрек и игра актеров в «Мертвеце» – на самом высоком уровне. А можно разгадывать символы и улавливать не лежащие на поверхности смыслы. Но тогда будьте готовы – этот гениальный, красивый и невероятно мудрый фильм перевернет ваше сознание.
Побудь в моей шкуре
Великобритания, США, Швейцария, 2013
Ужасы, фантастика, триллер, драма
Режиссер: Джонатан Глейзер
В ролях: Скарлетт Йохансон, Джереми МакУильямс, Линси Тейлор Маккей, Даги МакКоннел и другие
Экспериментальный фильм о существовании человека в человеческом теле, который далеко не все оценили по достоинству. Сюжета в фильме почти нет. Некое инопланетное существо оказывается в человеческом теле и изучает жизнь людей через свои чувства и ощущения.
Фильм снят по мотивам одноименного романа Мишеля Фабера, согласно которому инопланетянка в человеческом теле заманивает мужчин в свои сети, чтобы отправить их потом на свою планету, где люди считаются деликатесом, а Земля – большой фермой. Но под конец героиня книги, изучая человеческие чувства, настолько проникается ими, что меняет свое отношение к людям.
Однако в фильме Джонатана Глейзера нети и намека на подобное развитие сюжета. Никаких объяснений или подсказок он не дает – ни зачем инопланетное существо находится в человеческом теле, ни что оно хочет выяснить или узнать. Все как в настоящей жизни или настоящем эксперименте, что в общем-то одно и то же. Режиссер сам является одновременно зрителем и проводит этим фильмом эксперимент над собой. Поэтому история инопланетянки до самого конца остается загадкой, с которой приходится разбираться самому.
Для более реального эффекта настоящей жизни в фильме практически нет профессиональных актеров. По сюжету, главная героиня колесит по дорогам Шотландии и заманивает одиноких мужчин в свой фургончик, но отнюдь не для любовных утех — она охотится за ними. И мужчины, которых героиня Скарлетт заманивала в свои сети, были даже не в курсе, что их снимают в кино: в фургоне была установлена скрытая камера, и «жертвам» сообщали о том, что они сыграли свою роль, только после того, как сцена была снята. Поскольку Джонатан Глейзер – признанный клипмейкер, понятно, что он на «ты» с визуальными эффектами и цветом. Поэтому с помощью картинки ему удается настолько глубоко проникнуть в чувства человека, что фильм, в котором практически нет диалогов, превращается в настоящую медитацию и молчаливое изучение своего внутреннего мира. Тем более, что величественная природа Шотландии очень способствует этому. И если вам удастся полностью погрузиться в эту прекрасную притчу, то вы имеете шанс глубоко узнать себя и свой внутренний мир.
Платформа
Испания, 2019
Фантастика, триллер, драма
Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия
В ролях: Иван Массаге, Сорион Эггилеор, Антония Сан Хуан, Эмилио Буале и другие
Остросоциальный триллер, снятый в виде метафоры, в которой человек попадает в замкнутое пространство. В фильме «Платформа» образ замкнутого пространства выражен в виде тюрьмы в 666 этажей. В центре каждой камеры находится отверстие или дыра в виде прямоугольника, которое служит как обеденным столом, так и туалетом для заключенных — один раз в день в это отверстие сверху вниз спускается обеденный стол, полный красиво украшенных и разнообразных явств. В оригинале, кстати, фильм называется «Дыра». И если заключенные первых этажей могут насытиться вдоволь, то последним этажам еды не достается совсем.
Каждый месяц заключенные перемещаются по этажам, и никто не знает, на каком этаже он окажется… В этой тюрьме заключены не только те, кто совершил преступления, но также и те, кто попал туда по собственной воле. Как, например, главный герой, служащий Горен, который захотел посидеть в тишине и одиночестве, подумать о жизни и дочитать «Дон Кихота». Именно поэтому он согласился в течение месяца поучаствовать в проекте «Платформа» за некий сертификат. Но у судьбы свои планы, и Горену предстоит дойти до самой глубины понимания того, что же представляет собой «Платформа» на самом деле.
Образ замкнутого пространства, куда попадает человек, далеко не редкость в мировом кинематографе – вспомнить хотя бы не менее гениальный фильм «Куб». И действительно, это очень выигрышная тема, ведь этот образ говорит о внутренних ограничениях человека и общества в целом, которые почти невозможно преодолеть. Однако «Платформа» — это многослойный фильм, и его смыслы можно разгадывать бесконечно. Хотя на первый взгляд картина показывает несправедливое устройство капиталистического общества. Именно поэтому фильм просто взорвал мировой прокат, несмотря на то, что это режиссерский дебют испанца Гастелу-Уррутия. Но сейчас эта злободневная тема сверхпопулярна в странах Запада. Фильм очень атмосферный, и даже красивый, если так можно сказать о фильме с картинкой в четыре серые стены и дыркой посередине. Однако и это можно показать настолько совершенно, что не захочется оторваться от экрана, особенно, когда беднота камеры контрастирует с богато украшенной платформой с едой. Да, в фильме много насилия, крови и грязи, но они прекрасно сочетаются с его глубиной и метафоричностью.
Девять королев
Аргентина, 2000
Триллер, драма, криминал
Режиссер: Фабиан Бьелински
В ролях: Рикардо Дарин, Гастон Паульс, Летисия Бредисе, Мария Мерседес Вилагра, Габриэль Корреа и другие
Еще один мастер кинематографа – аргентинский режиссер Фабиан Бьелински, который искусно умеет сложную тему внутреннего развития и выбора заключить в оболочку захватывающего криминального триллера. И триллер в «Девяти королевах» — это именно метафора, которая скрывает основную идею фильма.
По сюжету, опытный жулик Маркус спасает от ареста начинающего мошенника Хуана, юного и очень обаятельного парня, который пытался изменить счет в магазине. Маркус предлагает Хуану сотрудничество, так как видит в нем внимательность и талант к аферам. Поначалу Маркус обучает Хуана правильно проводить преступления, а потом выводит его на другой уровень, где идет игра на более высоких ставках. Вместе они начинают проворачивать очень сложные дела, и каждый раз, когда, казалось бы, все потеряно, им удается выходить сухими из воды. Но несмотря на то, что мошенники работают рука об руку, они руководствуются совершенно разными мотивами – Хуан хочет вытащить из тюрьмы отца, а Маркус очень любит деньги и хочет огрести большой куш.
Это необычный триллер, в котором совсем нет жесткого экшена, перестрелок и кровищи. Это интеллектуальный фильм, заставляющий думать, но это только помогает ему быть поистине захватывающим. Этим фильмом режиссер начинает изучать так называемый «путь хитреца», когда, казалось бы, наивный и простодушный, но внимательный и незашоренный человек обыгрывает более опытного, но более ограниченного партнера, который «знает жизнь».
Да, есть люди с открытым взглядом на жизнь, которые не знают, что их ждет, и само течение жизни, переменчивые обстоятельства становятся для них указующим перстом в моменте «здесь и сейчас». А есть люди, которые все знают наперед, потому что им они руководствуются жизненным опытом. Кто из них оказывается более правым? Эту тему Бьелински изучает и показывает в своих картинах. И это настолько захватывает не меньше, чем сама афера, которую проворачивают в фильме мошенники.
Чарли и шоколадная фабрика
США, 2005
Мюзикл, фэнтези, комедия, приключения
Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Джонни Дэпп, Фредди Хаймор, Хелена Бонем Картер, Ноа Тейлор, Дип Рой и другие
Удивительный фильм-метафора о глобализации от знаменитого Тима Бёртона, поставленный по мотивам одноименной повести Роальда Даля. До сих пор это одна из лучших сказок или притч мирового кинематографа. Сегодня эта тема как никогда актуальна — хоть глобализация и трещит по швам, но все же пытается, ох как пытается сохраниться.
По сюжету, мальчик Чарли из очень хорошей, но очень бедной семьи, которая живет на окраине города в доме-развалюхе, принимает выигрывает мечту всех детей — экскурсию на единственную в городе шоколадную фабрику Вилли Вонки, про которую рассказывают чудеса. Здесь можно поплавать по шоколадной реке в сахарной лодочке, можно познакомиться с дрессированными белками, которые все время крутят колесо, поставить эксперименты в комнате леденцов. Что это за волшебное и таинственное место, откуда можно даже не вернуться, если будешь плохо себя вести? Это искусственный мир от эксцентричного владельца шоколадной фабрики Вилли Вонки, которым он предлагает заменить настоящую жизнь с ее непредсказуемостью и каждый раз открытым финалом.
Многие воспринимают этот фильм как детский и семейный. Но на самом деле это абсолютно взрослый фильм. Дети в нем – это наше будущее, то, каким мы его делаем сейчас. Фигура Вилли Вонки, противоречивая и обаятельная, желающая подарить миру самое лучшее, выстроившая идеальный мир, но понимающая, что эта до деталей продуманная система требует свежего взгляда, который он уже дать не может. Кто же станет наследником фабрики из тех пяти счастливчиков-детей, которые попали на экскурсию в этот волшебный мир?
Фильм очень красочен и музыкален, но не обманывайтесь – это сложный и очень глубокий фильм, это месседж людям о том, что современная модель мира потребления, к которой мы слишком привыкли, давно устарела, и изменить ее могут только дети.