Рассказываем про легендарные фильмы о нашем роке, которые обязательно нужно посмотреть
Рок
Фильм Алексея Учителя 1988 года «Рок» — отнюдь не первый советский фильм о роке. Чуть ранее, в 1986 году, выходит короткометражная студенческая работа о рокерских тусовках «Йя-хха» Рашида Нугманова, взявшая награды на различных фестивалях, и о ней мы тоже сегодня расскажем. Тем не менее, «Рок» Учителя — это полноценная картина о жизни рокеров в советской действительности. Хотя советская действительность-то уже не совсем советская — общество на перепутье. К тому же в настоящей советской действительности не дали бы снять фильм о роке. Многие ранее снятые студенческие работы про рок-группы просто запрещались к показу во ВГИКе, мол, безобразие. А сейчас — вольница. И вот в этом самом пространстве вольницы творят такие советские группы как «Аквариум», «АВИА», «ДДТ», «Кино» и «АукцЫон».
В фильме точно раскрывается философия самих музыкантов через их интервью и монологи, что особенно ценно. Мы погружаемся в атмосферу закрытого клуба, где нет места эстраде. Это настоящий андерграунд в прямом смысле этого слова. Герои того времени рассказывают о себе, о своей жизни, о планах, о детях, о вызовах в обком ВЛКСМ — обо всех обыденных моментах жизни советского рок-музыканта. Все это перебивается документальными кадрами с их концертов для полного погружения в то, как они живут, чем они живут, и ради чего они живут.
Йя-хха
Перенесемся в 1986 год и окунемся в первые рокерские тусовки. На этот раз о короткометражном фильме, учебной работе Рашида Нугманова, студента режиссерской мастерской ВГИКа «Йя-хха». Сама ценность его заключается в том, что это документальная съемка, и фильм абсолютно бессюжетный. А поэтому мы с каждой минутой все больше и больше погружаемся в андеграундное пространство второй половины 80-х. В «Йя- ххе» снялись известнейшие представители русского рока. Это и Виктор Цой, и Майк Науменко, и Константин Кинчев, и Борис Гребенщиков и многие другие.
Камера «бегает» за многочисленными героями рок-поколения, стараясь уловить каждый момент их жизни. Нугманов снимает в черно-белом цвете, делает отсылки к эпохе немого кинематографа, добавляя интертитры, не без доли иронии к по-советски правильному образу жизни, который им пытаются навязать. Он документирует на пленку ту молодежную вольницу, которая «ненавидит этот попс». «Йя-хха» — это хаотичная смена кадров, корреспондирующая с хаотичным ритмом жизни. Это свобода, это тусовки, это клубы, и это молодой рок, как он есть. И ничего подобного вы больше нигде не увидите.
Асса
«Асса» Сергея Соловьева стала картиной, которая открывала все новое: новый стиль, и самое главное — новое сознание советского человека, ироническое, в духе постмодернизма. Сны Бананана, огромное количество цитат. Соловьев все снял так, как это никого никогда не делал. Да и вообще о фильме можно говорить бесконечно, разбирая каждую сцену, но в данном случае поговорим о его концовке.
В финале «Ассы» перед нами рок-концерт, где выступают группа «Кино», «Аквариум», «Браво» и другие. Сама сцена с концертом была снята в Зеленом театре, и в общем-то массовку искать и созывать особо не пришлось — зрители на такое мероприятие (да еще и бесплатное) пришли сами. И если у Соловьева была задумка перед началом съемки сцены с Цоем сказать массовке зажечь огни, то делать это ему не пришлось. Как только вышел Цой, огоньки зажигалок взлетели вверх (да, мобильных телефонов тогда не было). Это дух времени — картина вышла в 1987 году, как тут без песни «Хочу перемен». В жизни-то перемен еще будет много, а вот в кинематографе того периода конца 80-х они, наступили именно с появлением «Ассы». За ней уже пошли прочие постмодернистские фильмы Соловьева: «Дом под звездам небом», «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Игла» Рашида Нугманова.
Игла
В 1988 году на экраны выходит культовый фильм Рашида Нугманова «Игла». «Игла» появляется годом позднее «Ассы» Сергея Соловьева и перенимает тенденцию постмодернизма в кинематографе второй половины 80-х. Любопытная вещь — после выхода «Ассы» все критики картину «уважительно ругали»: якобы это никакой не рок, и все это «папино кино, которое, задрав штаны, пытается бежать за роком». Зато «Игла» понравилась абсолютно всем зрителям (а те, кому вдруг не понравилась, назвали ее «Ассой для бедных»). Но мы не можем отрицать одну важную вещь — фильм «Игла» вошел в культурный код русского человека. Даже те, кто его не видели, прекрасно узнают сцену с Цоем под песню «Группа крови».
По сюжету герой Цоя Моро возвращается в Алма-Ату, где встречает свою бывшую девушку Дину. Поведение Дины кажется странным, и тогда Моро узнает, что она наркоманка. Единственным выходом спасти девушку главный герой считает убить наркоторговцев…
Иванов
Бытует мнение, что каждый должен заниматься своим делом. И якобы музыкантам не место среди актеров. Так Борис Гребенщиков, например, в свое время отказался от роли в фильме Сергея Соловьева «Асса». Собственно, о Гребенщикове и пойдет речь. Хоть он и не принял участие в съемках «Ассы», несколькими годами ранее, в 1982 году, Борис Борисыч все же засветился в студенческой киноработе Александра Ильховского — на тот момент студента третьего курса операторского факультета ВГИКа. Это короткометражный фильм «Иванов».
Как часто вам вообще приходиться смотреть на своих бывших одноклассников, знакомых, друзей, наблюдать за тем, чем они занимаются, и думать: «Ну а я вот в этой жизни чем занимаюсь?» И даже как-то отвечать на этот поставленный самому себе вопрос не хочется, чтобы просто не расстроиться. Это бывает с каждым, и тут надо выпутываться из состояния самобичевания. Тем, кто сейчас призадумался, советуем посмотреть короткометражку «Иванов». Это, в первую очередь история о тернистом пути музыканта, который просто идет навстречу к своей цели, не оглядываясь на своих знакомых, которые могут в какой- то момент преуспеть в жизни больше, чем он. И это история о том, как важно помнить, зачем ты все-таки занялся творчеством, и какую самореализацию творчество тебе дает.
Маяковский смеется
Нельзя пройти мимо еще одного культового фильма режиссеров Сергея Юткевича и Анатолия Карановича «Маяковский смеется». Это совершенно необычная феерическая комедия, которая умещает в себе художественный фильм, некое подобие документальной съемки и даже мультипликацию! Музыка Владимира Дашкевича, потрясающие актеры: Ия Саввина, Леонид Броневой, Галина Волчек. И если вы когда-то изучали пьесу Маяковского «Клоп», то данный фильм — отличная возможность взглянуть на произведение по-новому.
В фильме многие песни исполняет одна из первых русскоязычных рок-групп — «Оловянные солдатики». Группа была создана и 1967 году и состояла из студентов разных вузов (МЭИ, МИФИ и МАИ). Изначально они назывались «Бегемоты», что на английский переводится как hippopotamus и что, естественно, отсылает к культуре хиппи, но вскоре музыканты от этого названия отказались. Кстати, если вы помните сцену из мультфильма «Ну, погоди!», где некая группа исполняет песню «У попа была собака», то знайте — исполняют ее именно «Оловянные солдатики».
Мы надеемся, что пятерка этих знаменательных фильмов скрасит ваш досуг. А тем, кто увлечен рок-музыкой и хочет показать свое творчество широкой аудитории советуем подать заявку на фестиваль непрофессиональных рокеров REPBAZAFEST. И послушать современных рок-музыкантов на RUTUBE.
Арина Бокова, киновед, специально для «Русской теленедели»