В декабре на большие экраны возвращается «Солярис», космический шедевр Андрея Тарковского. Какие еще картины получили вторую жизнь за последнее время? И почему они до сих пор интересны тем, кто ходит в кино?
«Асса»
Нельзя сказать, что мода на Цоя и группу «Кино» когда-либо проходила. Но как и любая мода, она шла волнами. Очередной всплеск запустил в прошлом году Кирилл Серебренников фильмом «Лето».
«Ассу» называют манифестом перестроечного поколения, но настоятельные требования перемен оказались актуальными и сейчас. На фильм Сергея Соловьева пришли не только те, кто знают песни мальчика Бананана наизусть, но и те, кто сначала посмотрел «Лето», а затем отправился знакомиться с настоящим, уже добившимся успеха Виктора.
«Асса», 1987 год. СССР. Режиссер: Сергей Соловьев. В ролях: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин
«Игла»
В августе в однодневный прокат вышла еще и «Игла», настоящий бенефис Цоя, даже более дерзкий и символичный фильм, в котором музыкант предстал в образе символического супергероя и закрепил все мифы, которые о нем сложились. Финальные кадры «Иглы», когда героя Цоя убивают, но он все-таки живет, стали пророческими: Виктор погиб, но забвению он точно не подлежит.
«Игла», 1988 год. Режиссер: Рашид Нугманов. В ролях: Виктор Цой, Марина Смирнова, Петр Мамонов, Александр Баширов
«Мой друг Иван Лапшин»
Черно-белый фильм Алексея Германа снят в 1984 году, но определить время выхода при просмотре очень сложно. Если только приглядываться к популярным актерам и задаваться вопросом: сколько здесь лет Миронову? а Усатовой?
Такого эффекта Герман достиг удивительным воссозданием атмосферы тридцатых годов. Его фильм рассказывает историю милиционера Лапшина, которая произошла в довоенные сталинские годы. Но сам сюжет: поимка преступников, романтическая коллизия, приезд друга, — служат лишь фоном, чтобы целиком погрузиться в историю не как рассказ, но в Историю как эпоху.
1984 год. СССР. Режиссер: Алексей Герман. В главных ролях: Андрей Болтнев, Андрей Миронов и другие.
«Калина красная»
Большое авторское кино Василия Шукшина, его последний фильм. Лента стала триумфатором Берлинского фестиваля 1975 года: хоть она не получила главных призов, но завоевала большую любовь жюри и зрителей.
Повторный прокат приурочили к памятной дате: девяностому юбилею Шукшина, главного советского деревенского писателя. Кажется, что очевидные конфликты «Калины красной» должны бы устареть: деревня и город, система, которой больше нет. Но Егор Прокудин, которого играет сам Шукшин, его надломленность и внутренний разрыв, оказались сегодняшнему зрителю куда ближе любых разговоров о системе. Бывший уголовник с большим сердцем не может найти себя и понять, куда ему пойти среди порядков и правил, которые установлены повсюду, которые сковывают и не дают дышать: и в доме возлюбленной по переписке, и в криминальном кругу, и на тех официальных и приличных работах, куда его пытаются пристроить.
1973 год. СССР. Режиссер: Василий Шукшин. В главных ролях: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина и другие
«Война и мир»
Этот четырехсерийный фильм Сергея Бондарчука получил первый для отечественного кино «Оскар». У «Войны и мира» в наше время странная судьба: ей мучают школьников, в надежде хотя бы с помощью советской картины рассказать рассказать сюжет романа Толстого. Также из-за длины и эпичности ленту мало кто смотрит целиком. Именно эту ситуацию решили исправить Мосфильм и журнал «Искусство кино», устроив специальные показы трудноподъёмной классики. Все серии можно было посмотреть в кинотеатре с антрактами. Большой экран, как и раньше, пошел «Войне и миру» на пользу: не только из-за возможности погрузиться в картину, ни на что не отвлекаясь, но и потому, что дал зрителям оценить работу художника-постановщика. Ведь «Война и мир» считается одним из самых дорогих фильмов в мире и самым дорогой советской картиной.
1965-1969 гг. Режиссер: Сергей Бондарчук. В главных ролях: Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук и другие