ДомойКиноПять шедевров Вуди Аллена

Пять шедевров Вуди Аллена

В ожидании одной из главных премьер года, комедии «Фестиваль Рифкина», собрали для вас пять общепризнанных шедевров гениального режиссера


Энни Холл

США, 1977
Мелодрама, комедия
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Вуди Аллен, Дайан Китон, Тони Робертс, Кэрол Кейн, Пол Саймон и другие

Автобиографический фильм Вуди Аллена, в котором он играет себя. Один из первых его фильмов, который взял сразу четыре Оскара. Главный герой Элви Сингер, работающий комиком, рассказывает историю своей жизни и отношений с людьми, особенно останавливаясь на любовных историях. Этот фильм – сеанс психоанализа, где режиссер анализирует комплексы собственной личности. Это правдивый рассказ о ревности и эгоизме, неуверенности и упрямстве в отношениях с людьми. И это рассказ о настоящей любви, воплотиться которой помешал эгоизм. Вуди Аллен показывает картину беспокойств современного человека, который в общем-то реализован в социальном плане, но не чувствует себя счастливым. Вернее, ему все время чего-то не достает для счастья.

Кадр из фильма «Энни Холл», 1977

Вот он общается со своими корешами – в споре чувствует себя на высоте и готов пробить головой стену, лишь бы доказать свою правоту. Вот он боится выйти на сцену после другого комика и страшно сомневается в своих шутках. Вот он встречает бывшую возлюбленную, с которой недавно расстался, и с ходу начинает упрекать ее, что она уже успела завести мужчину и даже обзавелась модной тачкой. Но в главном герое каждый может узнать себя, ведь мы до сих пор часто уверены, что счастье нам может подарить другой человек, если выполнит все наши желания. Но разве такое возможно?

Кадр из фильма «Энни Холл», 1977

Необычный стиль повествования, свойственный всем фильмам Вуди Аллена, построенный на диалогах и нелинейном сюжете, делает его легким для восприятия. В фильме много юмора, но нет ни одной пошлой или плоской шутки, ведь Вуди Аллен — в высшей степени интеллектуал. А прекрасные виды летнего Нью-Йорка 70-х придают такую безмятежную атмосферу фильму, что так и хочется сказать главному герою и себе – так вот же оно, счастье, у тебя перед глазами. Только проявляется в простых вещах – спокойных прогулках по красивому городу, легких, ни к чему не обязывающих разговорах и тихом смехе, милых посиделках на скамейках в парках и в кафе…


Сладкий и гадкий

США, 1999
Драма, комедия, музыка
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Шон Пенн, Саманта Мортон, Энтони ЛаПалья, Ума Турман, Джеймс Урбаняк и другие

Психологичный фильм, в котором Вуди Аллен выступил в качестве режиссера и сценариста, снятый в жанре псевдобиографии вымышленного джазового гитариста 30-х годов Эммета Рэя. Это имя известно на весь мир, о нем даже написана биографическая статья в Википедии, но самого гитариста с таким именем никогда не существовало. Однако Вуди Ален – большой поклонник джаза — всегда мечтал снять фильм именно о нем — этом выдуманном выдающемся музыканте. Его не привлекали реальные биографии джазменов того времени, так как ограничили бы полет фантазии режиссера. Он хотел снять фильм не о реальной жизни реального музыканта, а о жизни гения и гениальности, как награде и как наказание. И легенда о выдуманном суперталантливом джазгитаристе подходила для этой цели как никакая другая. Тем более, что «биографию» псевдомузыканту придумали знатную. Согласно сказаниям, творческий путь Эммета Рэя не был устлан лепестками роз; Рэй был сложным человеком, вел разгульную жизнь, жил, не оглядываясь на общественные условности. В общем, типичный портрет гения, в который мог бы вписаться любой музыкант из любой эпохи.

Кадр из фильма «Сладкий и гадкий», 1999

«Сладкий и гадкий» — глубокий, психологичный фильм, который исследует феномен гениальности. При этом сложность темы гармонично сочетается со свойственной режиссеру легкой, комедийной манерой повествования. Все-таки Вуди Аллен – потрясающий рассказчик. И на выходе мы видим невероятное сочетание классной постановки, великолепной джазовой музыки, специально написанной к фильму, и талантливой актерской игры. И, как во все свои фильмы, Аллен спрятал в этом фильме себя – вернее, свою боль, что он не так талантлив, как его кумиры Феллини и Бергман. Ведь Эммер Рэй, по легенде, боготворил реального джазгитариста 30-х Джанго Рейнхарта.

Кадр из фильма «Сладкий и гадкий», 1999

Фильм трогательный, добрый и немного печальный. Он насыщен тонким юмором и рассказывает о том, как человеку трудно жить со своим талантом, ведь он заставляет его обожать творения других и постоянно сравнивать с ними свои. И, конечно, в роли Эммета невозможно представить себе никого другого, кроме Шона Пенна, который своей проникновенной игрой сделал гитариста Эммета Рэя реальным. Невероятно атмосферный фильм, который ассоциируется с тихим перебором струн в теплый летний вечер — один из лучших в фильмографии Вуди Аллена.


Жасмин

США, 2013
Драма
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Кейт Бланшетт, Салли Хокинс, Алек Болдуин, Питер Сарсгаард и другие

Одна из выдающихся картин этого мастера трагикомедий, снятая по мотивам пьесы британского драматурга Теннеси Уильямса «Трамвай желания». Всего несколько лет назад Жасмин Фрэнсис была одной из самых элегантных светских львиц Нью-Йорка, супругой крупного финансиста и коллекционера Хэла Фрэнсиса. Она жила в роскошных апартаментах на Манхеттене, посещала модные рестораны и выставки, останавливалась в пятизвездочных отелях и принимала гостей в летней резиденции в Хэмптоне. Но когда-то сказке приходит конец и к началу фильма пирамида Фрэнсиса уже рухнула, и Жасмин в небольшой квартирке у сестры в Сан-Франциско пытается понять, как жить дальше…

Кадр из фильма «Жасмин», 2013

В фильме показана трагедия женщины, которая после Олимпа оказалась буквально в аду — ее растерянность, неприспособленность к реальной жизни, страх перед будущим. Она унижена, растоптана, надломлена, она находится уже за гранью нервного срыва. И в то же время она эгоистична и высокомерна, и ненавидит эту свою новую жизнь. Эта буря эмоций, этот перелом в психике показан исполнительницей главной роли настолько гениально, что от Жасмин невозможно отвести глаз – ей не хочется сочувствовать, но в то же время ей хочется помочь справиться с ее трагедией. Вуди Аллен умеет подобрать актеров как для своих шедевров, так и для более проходных фильмов, которые, тем не менее, тоже недалеко ушли от гениальности. Так вот, Кейт Бланшетт, эта, наверное, самая драматичная актриса современности, подходит к роли Жасмин как ключ к замку. Недаром именно за эту роль она получила своего первого Оскара.

Кадр из фильма «Жасмин», 2013

Трагедия Жасмин разворачивается на фоне прекрасных, всегда праздничных видов Сан Франциско и Нью-Йорка, где жизнь так бурлит и манит. И все это вместе — трагедия Жасмин и обманчивая легкость окружающей жизни — смотрится как грустная комедия. Тема потерянной иллюзии, когда рушатся все опоры привычного мира, очень интересна Вуди Аллену и часто возникает в его фильмах. Он исследует, как человеку выжить в этой новой для себя ситуации. Ведь и сам Вуди Аллен не раз бывал в подобных обстоятельствах. Например, когда от него отказался его единственный сын, или когда он оказался в центре публичного скандала. Исследуя эту тему в кино, режиссер как будто пытается ответить самому себе на вопрос, что будет для него смыслом жизни, если отнять все, что ему дорого.


Матч Пойнт

США, Великобритания, 2005
Триллер, драма, мелодрама
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Джонатан Риз Майерс, Скарлетт Йоханссон, Эмили Мортимер, Брайан Кокс, Мэтью Гуд и другие

Первый фильм Аллена, полностью снятый в Великобритании с английскими актерами, кроме Скарлетт Йоханссон. История грехопадения молодого человека, которому судьба дала большойц шанс, которая происходит на фоне легкой светской жизни. По сюжету, бывший профессиональный спортсмен из простой семьи Крис Нолан, который не завоевал особых наград, знакомится на теннисном корте с аристократом Томом. И с этой встречи удача поворачивается к Крису лицом. Том вводит его в свою семью – и Крис получает все, о чем можно только мечтать: ему благоволит отец Тома, в него влюбляется его сестра Хлои и даже его девушка Нола. Но вот беда – яркая и сексуальная, но из неблагополучной семьи Нола так привлекает Криса, что он вот-вот упустит свой шанс – аристократку, но скучную и нелюбимую серую мышку Хлои, мечтающую создать с ним семью…

Кадр из фильма «Матч Пойнт», 2013

Этот фильм как будто каждой своей сценой ставит главного героя, а вместе с ним и каждого, кто смотрит фильм, перед выбором: что для тебя важнее — любовь или деньги? Чувства или карьера? Благородство или удовольствие? И этот выбор настолько иссушает, что уже даже не радуют красивые поля для гольфа и аристократические обеды. Но даже не это главное в этом фильме. В каком-то смысле это фильм-головоломка. Потому что до самого конца разрешение ситуации остается непредсказуемым, и любая деталь может повлиять на ее исход. И финал действительно поражает – выбор сделан, а вопросы никуда не исчезли. И что немаловажно, Вуди Аллен не осуждает своих героев за тот выбор, который они совершили, а просто показывает, как бывает в жизни. И от этого фильм становится еще глубже.

Кадр из фильма «Матч Пойнт», 2013

Несмотря на то, что фильм снимал 70-летний режиссер, это очень современное кино. Многие фильмы Вуди Аллена принимались публикой не сразу, ведь он снимает глубоко авторское кино, которое не каждый и поймет. Но «Матч Пойнт» стал суперуспешным проектом. Потому что в нем есть все, чего хочется видеть в кино, – глубокий смысл, классическая постановка, красивые актеры, стильная картинка и оперный саундтрек. Интересно, что его можно смотреть, просто наслаждаясь всем этим, а можно вникнуть в суть и задуматься над всеми вопросами, которые ставит режиссер в этом фильме: о любви и сексуальном влечении, о предательстве и лжи, об удаче и счастье, о деньгах и изменах, и наконец, о справедливости, которой может быть и нет на этом белом свете.


Полночь в Париже

США, Испания, 2011
Фэнтези, мелодрама, комедия
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Оуэн Уилсон, Марион Котийяр, Рэйчел МакАдамс, Майкл Шин и другие

Первый фильм Аллена, который собрал в мировом прокате более 100 млн. долларов. Его хочется пересматривать снова и снова. Может быть, потому, что он наполнен ностальгией по прошлым временам и великим персонажам, которые в них жили. Это фильм режиссера о себе и о творческих и известных людях его поколения, которые с каждым днем теряют свою былую популярность. Главный герой — сценарист средней руки Гилберг, который бросил работу в киностудиях и пишет роман о человеке, отрывшем магазинчик воспоминаний о прошлом. На самом деле сам Гил мечтал бы жить в эпоху 20-х годов прошлого века. Однажды его мечта сбывается, когда он со своей невестой Инес приезжает на каникулы в Париж. Пока легкомысленная Инес пропадает в магазинах и ночных клубам со случайным знакомым, Гил бродит по парижским улочкам, где однажды неведомым образом попадает в Париж 20-х годов. Он встречается с великими людьми прошлого — Хемингуэем, Гертрудой Стайн, Скоттом и Зельдой Фитцджеральд, Сальвадором Дали, Пикассо – и понимает, что хочет навсегда остаться в том времени…

Кадр из фильма «полночь в Париже», 2011

Несмотря на свою легкость, «Полночь в Париже» – не просто тоска режиссера по прошлому. Вуди Аллен пытается осмыслить, почему творческие люди и романтики всегда считают, что «золотой век» остался позади. Очередная грустная комедия Аллена, которая воспринимается как ностальгическая экскурсия в прошлое и попытка примирить его с настоящим. Одновременно это признание в любви к Парижу, которого в фильме очень много, — настолько чистосердечное, что хочется все бросить и улететь в город любви хотя бы на пару дней. И в очередной раз удивляешься, как этому великому комедианту-философу удается банальную романтическую тему превратить в гениальный поворот событий, да такой, что будешь наслаждаться каждой сценой, как бы проста или абсурдна она ни была.

Кадр из фильма «Полночь в Париже», 2011

Но только с первого взгляда фильм похож на красивую, оригинальную туристическую открытку или интересную экскурсию по Парижу. На самом деле, в нем заложены гораздо более глубокие смыслы. Это и мысль, что все самое прекрасное происходит сейчас, а не в прошлом или будущем. Поэтому можно не мечтать о каких-то временах или местах: тот самый «золотой век», который творческие люди так упорно ищут, находится у них внутри, в их незатухающем желании творить. И даже это путешествие в Париж прошлого и встреча с великими творцами – это путешествие творческой личности в свой собственный внутренний мир, чтобы понять собственное место и обновить свой взгляд на мир. Может быть, именно этот смысл и уловили киноакадемики, когда вручили фильму Оскар за лучший сценарий.


Материал о новой комедии блистательного режиссера читайте здесь.


Ирина Шкарникова
Ирина Шкарникова
Журналист, пишу всю жизнь, много и о разном. Люблю кино. Пока растила сына, изучила все шедевры (и не шедевры) мультипликации, теперь вот начинаю слушать рэп...

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Мы в соцсетях

     

Новости

Top.Mail.Ru