Вспоминаем основные киноадаптации произведений советских фантастов, а также режиссеров, которые бросали им вызов.
В праздники по разным телеканалам то и дело показывали «Чародеев» и «Обитаемый остров»; в конце прошлого года в кинотетарах шел «Сталкер»; во многие списки лучших фильмов десятилетия попал магнум опус Алексей Германа-старшего «Трудно быть богом». У произведений братьев Стругацких не слишком много экранизаций, но практически каждая до сих пор интересна зрителям.
«Трудно быть богом»
Одним из лучших фильмов ушедшей декады многие критики и режиссеры назвали «Трудно быть богом» Алексей Германа. Режиссер задумал картину еще в 1968-м вместе с авторами романа, а приступил к съемкам только спустя три десятка лет. Фильм снимался шесть лет, затем долгие годы Герман работал над звуком к картине. Заканчивали постпродакш уже после его смерти.
Представляя собой непростой зрительский опыт, «Трудно быть богом» тщательно передает атмосферу исходного романа Стругацких о людях, которые перенеслись на планету Арканар, где царит Средневековье. Обладая знанием, что за Темными временами наступает Возрождение, они ждали скорый Ренессанс, а когда поняли, что он не наступает, оказались перед выбором: выступить молчаливыми наблюдателями или помочь в его приближении.
В конце 80-х выходила еще одна экранизация повести, которую снял немецкий режиссер Петер Фляйшман.
Стругацкие участвовали в первых этапах съемок и даже настаивали на том, чтобы режиссерское кресло уже тогда передали Алексею Герману. В итоге они не сработались с Фляйшманом и пустили съемки на самотек. Этот вариант «Трудно быть богом» — более зрительский, чем у Германа. Фляйшман с самого начала задался целью снять фантастические приключения на другой планете, а не философское высказывание.
2013 год. Россия. Режиссер: Алексей Герман. В главных ролях: Леонид Ярмольник, Александр Чутко
1989 год. Германия, Франция, СССР, Швейцария. Режиссер: Петер Фляйшман. В главных ролях: Эдвард Жентара, Анн Готье и другие
«Сталкер»
Стургацким повезло и с самой первой киноадаптацией — за нее взялся главный отечественный режиссер Андрей Тарковский. Картина попала в Канны, получила там приз христианского жюри и стала классикой, на которую и сегодня ссылаются большие режиссеры.
Экранизация повести «Пикник на обочине» не следует сюжету. Из него сохранились только таинственная Зона, где, по слухам, есть комната, исполняющая заветные желания, и фигура проводника — сталкера. Но в фильме Тарковского сталкер превратился из дерзкого смельчака в блаженного. В Зону он ведет разочарованных жизнью Писателя и Профессора, которым предстоит понять, достаточно ли они сильны духом, чтобы познать собственные желания.
1979 год. СССР. Режиссер: Андрей Тарковский. В главных ролях: Александр Кайдановский, Николай Гринько и другие
«Чародеи»
Без меры задорная экранизация повести «Понедельник начинается в субботу» снималась для телевидения. Это оправдывает практически полный отказ от стилевых особенностей Стругацких, — авторы хотели создать зрительский новогодний хит. Что им вполне удалось.
Из своей истории о познании и сотворении идеального потребителя Стругацкие перенесли в сценарий волшебный НИИ, строптивый музей, говорящих животных и толику сатиры. Но в центре сюжета оказались две любовные истории, а сам фильм стал мюзиклом.
1982 год. СССР. Режиссер: Константин Бромберг. В главных ролях: Александр Абдулов, Екатерина Васильева и другие
«Дни затмения»
Братьям всегда везло на хороших режиссеров. Так, за их повесть «За миллиард лет до конца света» в конце 80-х взялся Александр Сокуров. Фильм вошел в конкурс Берлинского кинофестиваля, позднее критики отобрали его в список 100 лучших отечественных картин.
Сюжет фильм кардинально отличается от первоисточника: в нем нет увлекательности или юмора. Картина показывает гнетущие дни молодого врача, который приехал в туркменскую деревню помогать людям, но оказался во враждебной ему среде.
1988 год. СССР. Режиссер: Александр Сокуров. В главных ролях: Алексей Ананишнов, Ирина Соколова
«Гадкие лебеди»
Роман в романе, история писателя Виктора Банева входит в текст «Хромой судьбы», но иногда публикуется как отдельное произведение. В начале нулевых таинственных мокрецов из дождливого мира будущего перенес на экраны украинский режиссер Константин Лопушанский. Он старательно следовал исходному тексту, но лишил его многоуровневости. Что, впрочем, не помешало зрителям благожелательно принять его работу.
2006 год. Россия, Швейцария, Франция. Режиссер: Константин Лопушанский. В главных ролях: Григорий Гладий, Римма Саркисян и другие
«Обитаемый остров»
Два фильма Федора Бондарчука о планете Саракш и красавце Максиме, который там случайно оказался, вызвали в свое время немало споров. Кто-то посчитал, что картина слишком уж в открытую отсылает к общественно-политической российской жизни, кто-то, напротив, посчитал ее чересчур алогичной. Но ее размах впечатлил и первых, и вторых.
Фильм Бондарчука следует, конечно, совсем не пути Тарковского, и оказывается ближе идеям Фляйшмана: «Обитаемый остров» — фантастический блокбастер, созданный для широкого зрителя. В нем ничего не помешает комфортному просмотру. Насколько такой подход близок самим Стругацким — другой вопрос.
Часть 1. 2008 год. Россия. Режиссер: Федор Бондарчук. В главных ролях: Василий Степанов, Юлия Снигирь и другие.
Часть 2. 2009 год. Россия. Режиссер: Федор Бондарчук. В главных ролях: Василий Степанов, Петр Федоров и другие.