Многие родители обеспокоены обилием разнообразных чудовищ на полках магазинов. Что делать, если ребенок просит купить очередного монстра? На волнующие мам и пап вопросы отвечает клинический психолог, медицинский редактор журнала «Современное здоровье» Елена Самохина.
Хагга Вагги – модная сейчас и желанная игрушка многих детей разных возрастов: это синее чудище с антропоморфным телом, треугольной головой, выпученными глазами и несколькими рядами острых зубов, оскаленных в широкой улыбке. Однако взрослым следует отдавать себе отчет, что в игре формируется мировоззрение ребенка, его характер и поведенческие паттерны, поэтому слепо следовать моде на игрушки нельзя.
Первое правило – соблюдайте возрастные ограничения, указанные на игрушке. Их ставят не просто так, а с учетом развития психики.
Не покупайте монстров чужим детям в подарок и своим в качестве сюрприза: если малыш прежде не видел это чудовище, он может испугаться.
Мнение взрослых очень важно для младшего поколения, поэтому корректно и аргументировано обозначьте свое отношение к игрушке и предложите альтернативу: «Мне это чудище не нравится. Смотри, какое у него злое лицо! Может, лучше возьмем медведя/зайца/куклу/вертолет?» Но если ребенок все же очень просит именно монстра, не бойтесь его взять — при общем нормальном эмоциональном фоне такие игрушки даже могут пойти на пользу.
Страшилки во все времена привлекали детей. В любой интересной сказке обязательно есть ужасные злодеи, а герои попадают в опасные ситуации, встречаются с чудовищами и побеждают их, применяя силу, ловкость или хитрость. Так ребенок познает страх и учится с ним справляться на примере волшебных героев и с помощью игрушек.
Некоторые родители впадают в другую крайность — стараются оградить детей, особенно девочек, ото всякого зла, не читают страшных и даже просто печальных сказок, превращают комнату в мир розовых пони. Не имея опыта преодоления собственного страха и борьбы со злом в игре, такие дети не вырабатывают подходящей модели поведения и теряются, столкнувшись в жизни с грубостью и агрессией, например сверстников.
Следите за тем, чтобы игрушки были разнообразными. Если полки в детской сплошь уставлены монстрами, роботами-трансформерами, рычащими динозаврами и саблезубыми тиграми, у ребенка формируется однобокий взгляд на мир. Возникает ощущение, что он сплошь заполнен опасностями, а это плохо сказывается на социализации, повышает уровень тревоги и агрессии. Заполняйте шкафы не только чудищами, но и милыми, мягкими, располагающими к себе персонажами. На одного «страшного» должно приходиться не менее четырех-пяти «милых».
Старайтесь не дарить малышам игрушки, значительно превосходящие их по размеру. Даже самый милый медведь ростом с папу может вызвать у маленького человека настоящую панику.
Обращайте внимание на то, как ребенок играет с куклами, зверями, монстрами, машинками, кубиками и конструкторами. В таких играх можно заметить признаки жестокости или перекоса в сторону разрушения в ущерб созиданию, свидетельствующие о психологических проблемах малыша или родительских ошибках. Вовремя обнаруженная проблема может быть исправлена, в том числе с помощью психолога.
И помните, детские игры — это серьезно!