ДомойКино и сериалы«Из князи в…»: почему истории перевоспитания в кино и в жизни так...

«Из князи в…»: почему истории перевоспитания в кино и в жизни так откликаются отечественному зрителю

Если верить российскому кино и сериалам, ничто так не работает на душевное перерождение, как ударная доза реальности: чёрнозём, трёхлитровая банка огурцов, полоса неудач и чуть-чуть крестьянского быта. Именно так — с грязью под ногтями, простыми истинами и минимальным количеством wi-fi — отечественный герой, кажется, всегда находит дорогу к себе. Почему же эта формула «из князи в грязи» так прочно прописалась в нашей культуре и, главное, почему она до сих пор вызывает восторг у зрителя? Давайте разберёмся — и заодно проверим, не возникло ли у вас желания купить участок в деревне.

Формула, которая работает

Сюжет про внезапное перевоспитание — наш культурный суперфуд. То главный герой — раздолбай и баловень судьбы, то вообще мошенник из интернета, то сын олигарха, который жил «не в реальном мире», а потом — бац! — и вот он уже в резиновых сапогах, с лопатой и с новым взглядом на жизнь. «Холоп» за один только год собрал аудиторию больше, чем все семинары по саморазвитию, а сериал «Исправление и наказание» добавил щепотку социальной драмы: исправить не только себя, но и других. Теперь вот выходит новый сериал «Хутор» на ТНТ — здесь ирония жанра достигает апогея: бывший гуру финансовых курсов, сбежавший от кредиторов, решает притвориться «Маугли» и по ошибке попадает в коммуну, где гаджеты и татуировки под запретом, а ценится только честный труд.

Почему это работает? На поверхности — вечная вера в силу воспитания, корни которой уходят в русскую классику: образы героев, сбитых с пути и возвращённых к простым истинам, — от Льва Толстого до Гоголя и Шукшина. Даже в «Иване Васильевиче…» с лёгким налётом абсурда происходит маленькое моральное чудо: время, быт, нелепые обстоятельства приводят героя к катарсису. Современное кино лишь обновило антураж: вместо ссылки — ретрит, вместо деревни — хутор, вместо монастыря — детокс от соцсетей.

Психология массового катарсиса

Психологи легко объясняют нашу любовь к этим историям. Во-первых, это работающий механизм «замещения»: пока на экране страдает герой, зритель получает удовольствие от безопасного сопереживания. Видеть, как из инфоцыгана делают «нормального человека», как к бывшему золотому мальчику возвращается совесть, — это и терапия, и надежда. Во-вторых, эффект «второго шанса» глубоко прошит в национальном сознании: мы хотим верить, что даже самый безнадёжный случай можно исправить, если убрать всю мишуру и оставить только жизнь «по-настоящему».

В исследованиях по психологии масс часто встречается термин «социальное обнуление» — это когда человек вынужденно или по собственной воле сбрасывает с себя всё лишнее и начинает с чистого листа. Именно это и происходит на экране: герой теряет статус, деньги, привычные опоры — и вдруг оказывается не хуже (а иногда даже лучше), чем был до этого. Такое развитие событий позволяет зрителю испытать катарсис: пережить внутреннюю чистку, не отрываясь от дивана.

Социология: деревня как новый рай

Если почитать социологические исследования, то можно заметить: в последние годы «жить проще» стало новой мечтой. По данным ВЦИОМ, треть россиян задумывались о том, чтобы бросить всё и уехать «на землю» — пусть хотя бы на пару месяцев. Поп-культура быстро подхватила этот тренд, потому что внутренний запрос на очищение, на честный труд и простую радость от жизни в поле — это идеальный материал для сценария.

Но это не только про ностальгию по прошлому. Тут ещё и скрытый социальный протест: уехать на хутор — значит не просто сменить обстановку, а радикально отказаться от усталости по правилам большого города. Если герой оказывается в новой среде, где не надо меряться айфонами и подписчиками, у него появляется шанс увидеть мир иначе. Такая идея особенно заходит молодёжи, уставшей от бесконечной гонки за успехом.

Почему жанр не устаревает

Парадокс в том, что истории перевоспитания не просто не стареют — они становятся ещё актуальнее. Чем сложнее и абсурднее реальность, тем приятнее видеть на экране, как кто-то смог её обмануть — пусть даже ценой временной ссылки в лесную глушь. Кино и сериалы ловко эксплуатируют этот механизм, потому что зрителю не надо объяснять, зачем «исправлять» героя: мы подсознательно ждём, что в каждой истории будет возможность всё начать заново. Даже если для этого придётся пару недель носить тулуп и доить корову.

Впрочем, ирония жанра тоже стала частью удовольствия: никто больше всерьёз не верит, что после одной ночи в курятнике можно полностью исправиться. Но смотреть, как это делают другие — особенно если герой ведёт себя ещё нелепее, чем мы сами в отпуске на даче, — всегда интересно.

«Хутор» как зеркало эпохи

Сериал «Хутор» берёт всё лучшее от жанра и добавляет своё: тут герой — инфоцыган, а главная опасность — не медведь, а долги в долларах. Он сбегает не только от кредиторов, но и от себя прежнего — и вдруг попадает в микромир, где статус измеряется не числом подписчиков, а способностью нарубить дров и не сойти с ума среди «сектантов». Тут каждый персонаж — отдельная ироничная аллюзия на вечные русские архетипы: Батя, который когда-то был на стороне зла (и денег), теперь поверил в силу труда и честности. Герой Сергея Романовича, пытаясь «сыграть в Маугли», вынужденно учится не только выживать, но и быть настоящим. А зрителю остаётся наблюдать за этим экспериментом, вспоминать свои собственные «дачные» приключения и — кто знает — возможно, всё-таки завести себе участок под Псковом.

Вместо эпилога: готовы ли мы к своему перевоспитанию?

Так что же притягивает нас к этим историям? Возможно, в каждом из нас живёт небольшой инфоцыган, который тайно мечтает всё бросить, стать лучше и построить идеальный хутор своей души. Или хотя бы — попробовать, как это выглядит со стороны. А пока не наступила осень, самое время примерить на себя роль героя новой жизни — пусть даже на экране. Авантюрная комедия «Хутор» — с 25 августа на ТНТ!

редакция RTWeek
редакция RTWeek
Наши стрингеры - студенты отделения "Продюсирование и культурная политика" ИГСУ РАНХиГС - проникают на закрытые мероприятия, сидят в засаде у красных дорожек и пристают с неудобными вопросами к самым капризным звездам и самым авторитетным экспертам.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Мы в соцсетях

     

Новости

Top.Mail.Ru