25 ноября на телеканале ТВ-3 состоялась премьера детективного сериала «Кордон». Одну главных ролей в сериале исполнил актер театра и кино Олег Кассин. Редакция «Русской Теленедели» пообщались с Олегом о новой роли, о театре Сатирикон, а также о сходстве с Камилем Лариным.
Олег, 25 ноября вышел сериал «Кордон». Насколько интересна была эта работа?
Этот проект был для меня простым, в «Кордоне» я играю смешного алкоголика. Он постоянно попадает в комические ситуации. Эти ситуации, которые возникают вокруг моего героя на протяжении всего сериала, играть просто. Мне не нужно было как-то напрягаться. Я чувствую и понимаю юмор. Конечно, мне интересно, когда роли сложные: когда ты не знаешь как, когда нужно приноровиться, когда нужно сделать нравственный выбор, когда внутри героя происходит какая-то борьба и перестройка. Я не говорю, что мой герой Ильич не интересный или это плохо, но он простой. Лично мне интересно, когда глубоко.
Чаще всего вас можно увидеть в проектах комедийного плана или в роли бандита. Не было ли у вас желания кардинально сменить образы? Может быть, хочется сыграть кого-то нетипичного?
Да, в кино, к сожалению, такие вот клише. Попал актер на какую-то роль, все его запомнили и теперь все время пытаются его тащить в эту сторону. Я все свои роли люблю, но, конечно, хочется играть что-то нетипичное. Однажды мне довелось играть маньяка-убийцу. Я, конечно, очень долго сомневался, надо ли вообще это было делать, потому что я часто думаю о том, какую лепту я вношу, играя каких-то персонажей. Как это влияет на мир, на людей, на мое существование в этом мире, и что я несу своей игрой. Я так и не ответил на все эти вопросы, но тем не менее это случилось в моей жизни. Хотелось бы как можно больше разброса, глубины, развития. Когда нужно творить, а не немножко прикинуться. Но чаще всего, конечно, мне предлагают комедийные роли. И из Достоевского мне бы хотелось что-нибудь сыграть.
Вы играли в довольно популярном театре «Сатирикон», но ушли. Почему?
Вообще я мечтал попасть в этот театр. Я был совершенно очарован театром «Сатирикон» и влюблен в него. С первого же посещения я понял, что хочу работать только там. Та включенность у всех артистов на сцене, то напряжение, та сила энергии, которая изливается от существования общего на сцене, где ни один артист не отдыхает, не играет вполсилы, где все максимально включены — все это это рождает какой-то невероятный энергетический посыл в зал, где ты видишь, где ты веришь в это все абсолютно погружаешься. Это меня совершенно сразу же очаровало.
К своему счастью, я туда попал в 1997 году. Нас было четверо туда попавших. Это Максим Аверин, Александр Семчев, Денис Суханов и, собственно, я, Олег Кассин.
Это было непросто. Но я был безмерно счастлив (и до сих пор счастлив) и благодарен вообще тому, что меня судьба вообще туда направила и Константин Аркадьевич [Райкин] меня отобрал. Те пять лет, которые я провел в этом театре были совершенно замечательные. Я нисколько не жалею, что там был. После ухода, я все время думаю, правильно ли вообще, что я ушел оттуда.
Почему ушел? Константин Аркадьевич настолько хорошо знает, чего он хочет от артиста, как режиссер добиваетсяэтого всеми силами. Он выстраивает тебе роль от интонации до поворота головы прям до миллисекунды. Он не оставляет тебе никакой свободы в этом смысле. Нет места импровизации — ты должен делать как заученно. Ты делаешь только так, либо никак.
Помню, я играл у него маленькую роль в спектакле «Кьоджинские перепалки». И из двух часов замечаний после спектакля, как правило, мне отводится час из этих замечаний. Потому что я пытался сделать по-своему, а это там совершенно не приветствовалось.
В этом была наша единственная несостыковка — я не сошелся с Константином Аркадьевичем в понимании театра. Конечно, я считаю, что это счастье — такой режиссер, такой художественный руководитель, который так трепетно относится к театру с такой глубиной, любовью, серьезностью, с таким трепетом. Таких, к сожалению, людей мало. Я ему отдаю должное. Я его люблю. Я ему благодарен. И считаю, что он величайший из художественных руководителей.
Кино приносит известность, но многие актеры предпочитают театральные подмостки. А что ближевам?
Хорошо, когда есть и то, и другое. Это абсолютно разные существования актера. В кино, как правило, артистам приходится использовать какие-то театральные наработки, потому что все кинорежиссеры хотят видеть результат сразу. Режиссеры, в принципе, так устроены, что они вообще всегда хотят сразу видеть результат. Их можно понять, но, тем не менее, в театре существует возможность процесса, Возможность входить в образ, искать его, что-то пробовать в процессе репетиций. В кино, как правило, такой возможности нет. Тебе уже нужно быть этим готовым персонажем. А берется он из предыдущих наработок. Ты где-то уже что-то подобное играл. Мне нравится, когда есть и то, и другое. Я люблю театр за общение со зрителем. Когда у меня есть возможность для какого-то интерактива со зрителем, это вообще огромное счастье, я это обожаю. Это как раз тот уровень импровизации, который очень непростой и требует навыков. А в кино ты можешь сыграть что-то такое, чего не можешь сыграть в театре. Например, когда у тебя зрачок расширяется.В театре ты его расширяй — никто этого не увидит с последних рядов. А в кино на крупном плане, если герой переживает что-то сложное и это показывает какое-то дрожание твоих ресниц, то зритель это увидит. Но самое большое счастье, когда есть возможность и так и эдак существовать, и в театре, и в кино.
Вы учились в Щукинском театральном институте и даже поступили туда с первого раза. Многие актеры мечтают начать карьеру именно с этого университета. Как вы думаете, почему?
Да, я учился в Щукинском театральном институте, но поступил туда не с первого раза. Первый раз поступал сразу после школы, но я и понятия не имел, что там нужно вообще показывать. Конечно, я выучил басню, прозу, поэзию. И все это наизусть прочитал. Кроме как «наизусть», по-другому и не знал, как еще можно читать. Естественно, никуда меня не взяли с таким прочтением. А как надо, я не знал.
Уже потом, отслужив в армии и в 1990-е годы три года занимаясь непонятно чем, я встретил человека, который учился во МХАТе и помог мне поступить. Имя его АурелЛупан, я ему благодарен по гроб жизни. Спасибо, Аурел, тебе огромное, за то, что ты мне выдал путевку в эту жизнь.
Почему в Щукинском институте? Не знаю. Когда я там учился, я был уверен, что это лучший институт. Хотя Аурел, который меня готовил, говорил, что на первом месте МХАТ.
Для меня Щукинский на первом месте. Я счастлив, что я закончил именно Щукинский институт. Мне это близко, это моя школа, мой дом, моя какая-то творческая родина. Я всегда с большим трепетом туда прихожу, всегда что-то у меня ёкает внутри, когда я там оказываюсь. Это были самые лучшие годы моей жизни. Так интересно, ярко и насыщенно жить мне доводилось только в институте.
Каждая минута там была наполнена каким-то познанием, творчеством, поиском, интереснейшим действом. Это просто невероятное какое-то существование. Я бы, конечно, с удовольствием еще раз бы отучился там, если бы была такая возможность.
Вы ведете страницы в социальных сетях, чего не делают многие актеры. Это дополнительные «бонусы» для популярности или такая возможность общения со зрителями?
Нет, я ничего там не веду, они у меня просто есть, иногда я что-то выкладываю.
Есть люди, которым интересно твое существование и сам ты, твои какие-то театральные и киношные работы. Процесс, который люди не видят по телевизору — какие-то кадры со съемок или с репетиций, спектаклей.
Социальные сети — это не мое. Заниматься созданием какой-то еще своей дополнительной жизни в соцсетях, вести параллельную жизнь — мне скучно и неинтересно. Я просто начинаю просирать свою настоящую жизнь, когда я занимаюсь вот этой вот искусственной жизнью.
Жизнь социальной сети и жизнь человека — это совершенно две разные жизни. В социальных сетях мы все успешные, у нас хорошо. Мы отдыхаем, улыбаемся, у нас все складывается, а в жизни все гораздо сложнее.
Я что-то иногда выкладываю, потому что есть люди, которые все равно что-то смотрят, им это интересно. И вот для таких людей я иногда что-то выкладываю. Очень редко. И не стремясь кого-то удивить или создать какую-то иллюзию о своей совершенно блестящей жизни.
На экране вас иногда путают с Камилем Лариным, с которым вы похожи. Случились ли из-за этого комические случаи в жизни?
Да, меня несколько раз благодарили за чудесный фильм «О чём говорят мужчины». Было такое, да. Подходили, говорили спасибо. Ну, я обычно им просто отвечал: «Пожалуйста» и просто принимал эту благодарность.
Еще комизм в самой форме вопроса и обращения к тебе: «Вы тот, о ком я думаю?». Я не знаю, о чем вы думаете. Я не читаю ваши мысли. Или спрашивают: «А вы случайно не актер?». Я обычно отвечаю, что я актер не случайно, а по призванию… В общем, бывают очень странные вопросы, которые, как правило, подразумевают странные ответы.