18 ноября в театре имени Моссовета премьерный показ «Пиковой дамы».
Представьте, идёте вы по улице, а навстречу в инвалидной коляске везут престарелую, дурно накрашенную даму. Ужас! Но, вывозят эту даму на сцену – и у всех неописуемая радость!
Представьте еще. Компания мужчин средних лет. Общаясь друг с другом, они кривят лица, пафосно завывают, принимают неестественные позы и таращат глаза. Ужас! Но, режиссер Игорь Яцко считает, что именно так вели себя русские офицеры в XIX веке. И ему – радость!
В роли престарелой графини старейшая актриса театра Валентина Талызина. Вот и подошла очередь Талызиной спеть свою «лебединую песню». О чем её песнь? Да, ни о чем. Нет, ну серьезно.
Ежели заранее не знаешь сюжет «Пиковой дамы», то и не узнаешь.
Почему мертвая графиня приходит к Германну? Почему она все-таки открывает ему три карты? Почему Германн два раза выигрывает, а третий – проигрывает?
Впрочем, на этот случай есть википедия. Именно она откроет пытливому зрителю замысел постановщика. Но, из википедии вы не узнаете: зачем Талызина поет на дурном французском (графиня, блин!), зачем читает из-за сцены стихи, трудно сопрягаемые с сюжетом…
Когда-то режиссер Алексей Дикий обратился к актерам с фразой, ставшей крылатой: «Чем будем удивлять?»
Постановщик «Пиковой дамы» Яцко явно руководствовался заветом Дикого: Талызину то завозят в инвалидной коляске на сцену, то увозят, то поднимают с коляски, то обратно сажают, то поднимают, но уже не увозят, а долго уводят под руки.
Хотите проверить, хороший артист на сцене или нет – заткните уши.
Если смотреть на сцену без звука и при этом понятен смысл происходящего, значит исполнитель на своем месте. И здесь из актерского состава выделяется Станислав Бондаренко — Германн и графиня в молодости — Ксения Хаирова, дочь Валентины Талызиной.
Раз уж «лебединая песнь», Талызиной на сцене должно быть много. Чистый хронометраж. И начинается реновация Пушкина.
Например, в повести есть такая сцена: старая графиня перед зеркалом, вокруг нее три девушки. В руках одной – румяна, у второй — шпильки, третья держит чепец с яркими лентами. Девушки наряжают графиню.
В спектакле сцена выглядит так: графиню окружают девушки, одна из них читает отрывок из «Войны и мира», написанный через сорок лет после смерти автора «Пиковой дамы». На словах «Михаил Илларионович Кутузов» графиня Анна Фёдоровна тычет в себя пальцем и говорит: «Илларионович». Наверняка в зале найдется неискушенный зритель, который решит, что попал на шоу трансвеститов. Кому ж придет в голову, что отчество у Талызиной — «Илларионовна».
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский в свое время написали повесть «Убийство в библиотеке», по которой Эльдар Александрович хотел снять фильм, но не получилось. В «Убийстве…» должна была играть и Талызина, значит, наверняка, повесть читала.
Сюжет таков: Поздно вечером, в библиотеке убивают знаменитого историка, академика, который создавал труд о временах Ивана Грозного. Расследование заходит в тупик. Выясняется, что у всех коллег академика был повод его убить, но у всех есть алиби.
Наконец следователь понимает, кто убийца.
Им оказывается сам Иван Грозный. Портрет Грозного с посохом в руке висел на стене читального зала. Царь видел, что учёный пишет, как он в угоду себе фальсифицирует историю, осознавая полную безнаказанность, передергивает факты, несет околесицу и сочиняет небылицы.
И Грозный не выдержал. Однажды он сошел с портрета, да как жахнул академика по башке посохом.
Фойе театра Моссовета украшено огромными с пола до потолка портретами актеров и режиссеров, прославивших театр: Любовь Орлова, Фаина Раневская, Серафима Бирман, Вера Марецкая, Юрий Завадский…
Вопрос. Нет ли у Талызиной страха, что, когда её коляска в очередной раз покатиться вдоль портретной галереи, к примеру, Любовь Орлова сойдёт с портрета, да как….
Телеграм канал «Клиника Раневской» специально для «Русской теленедели».
Фото: пресс-служба Театра им. Моссовета, соцсети.