Несмотря на сложный год, интересных премьер было много. Собрали для вас несколько очень разных: фантастика, драма, комедия, мультипликация…
Довод
Великобритания, США, 2020
Фантастика, боевик
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттисон, Элтзабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон и другие
Пожалуй, самая громкая и распиаренная премьера года, которая была призвана вернуть напуганных ковидом зрителей в кинотеатры. В этом шпионском блокбастере Кристофер Нолан продолжает экспериментировать с изменением времени и пространства. По сюжету, агенты ЦРУ и британской разведки ищут подозреваемого в теракте русского олигарха, который нажил свое огромное состояние торговлей оружия, и хочет устроить чуть ли не конец света. При охоте на олигарха разведки двух стран используют супертехнологию инверсии времени, которая позволяет ему течь вспять. Однако проблема в том, что олигарх тоже использует эту технологию, скрываясь от спецслужб…
Конечно, перед фильмом хорошо бы почитать статьи об инверсии и энтропии, так как эти термины употребляют в нем слишком часто. Также надо приготовиться к тому, что временным технологиям в сюжете уделяется больше времени, чем персонажам, поэтому какой-то особой эмоциональной связи с главными героями не возникает, как это было в фильмах «Начало» и «Вспомни». С концепцией инверсии времени Нолан познакомил зрителя еще в фильме «Вспомни», где временная регрессия объяснялась потерей у главного героя короткой памяти. В «Доводе» она возведена в ранг технологии и используется уже на государственном уровне.
Сюжет фильма довольно сложен для восприятия из-за своей нелинейности. Поэтому можно даже не пытаться разгадать все хитросплетения сюжета, а просто воспринимать фильм чувствами. Да и все равно использовать ум для объяснения всех этих инверсий времени не получится, так как динамика событий в фильме просто зашкаливает. Тем не менее, понять его можно, но только если пересмотреть фильм не менее трех раз. Впрочем, на это он и рассчитан. Главная идея этого дорогущего блокбастера, на которой полностью сконцентрирован режиссер, — что прошлое и будущее существует одновременно, никогда ничего не начинается и не заканчивается. Как вам? Ради этого можно простить фильму все его сюжетные клише. Кроме суперинтересной идеи, однозначно захватывает в фильме невероятная красота кадра, крутые спецэффекты и мощный саундтрек.
Еще по одной
Дания, Швеция, Нидерланды, 2020
Драма, комедия
Режиссер: Томас Винтерберг
В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте, Мария Бонневи и другие
Остросоциальная драма о том, как сохранить уровень счастья в крови на всю жизнь. Четверо друзей, которые работают школьными учителями в одной из школ небольшого датского городка, собираются в ресторане на 40-летний юбилей одного из них. Под рюмочку водки с черной икрой они разговаривают о жизни, которая уже давно не блещет новизной. В поиске выхода из затянувшегося жизненного кризиса друзья вспоминают теорию одного норвежского ученого о том, что в крови человека не достает малой доли алкоголя – всего лишь 0,5 промилле. Но это приводит к тому, что человек теряет интерес к жизни и впадает в депрессию. Ученый настаивает, что ежедневное употребление небольшой дозы алкоголя поможет вернуть краски жизни и даже повысить эффективность на работе. Друзья решают провести эксперимент и начинают выпивать по одному бокалу вина в день. И поначалу все идет лучше некуда – состояние действительно как будто улучшается, и жизнь начинает радовать. Но вот незадача – уровень счастья хочется повысить еще…
Режиссер Томас Винтерберг давно хотел снять фильм на эту актуальную тему, так как его беспокоило растущее злоупотребление алкоголем жителями Дании. И на первый взгляд, сюжет картины прост и банален. Но эта простота обманчива – алкоголь в фильме играет второстепенную роль. Режиссер размышляет о том, как преодолеть жизненный кризис и в любом возрасте сохранять бодрость. Фильм очень психологичен и эмоционален, он показывает разные состояния героев – от радости до глубины отчаяния, поэтому сюжет картины воспринимается многослойно: иногда это комедия, иногда драма, а временами и трагедия. Режиссер показывает экзистенциальный кризис, в котором пребывают герои фильма, как настоящий психолог: один не может найти любовь, другого зашпыняла жена, третий потерял себя, четвертый спивается от одиночества. Каждый из них привлекателен и интересен, их характеры прописаны детально и очень реалистично. Психологическая глубина героев усилена великолепной актерской игрой. Поэтому не удивительно, что фильм хочется пересматривать еще и еще раз.
Причем режиссер ни в коем случает не осуждает ни героев, ни в принципе людей, за употребление алкоголя. Что уж тут поделать, если он присутствует в нашей жизни? Наоборот, картина с тонким юмором показывает, как люди справляются с жизненным кризисом, а также с таким явлением, как алкоголь. И когда герои понимают, что борьба с серыми буднями с помощью алкоголя проиграна, они, оглянувшись на свою жизнь, уже по-настоящему задаются вопросом: а что же мешает им обрести счастье?
Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн
США, 2020
Боевик, криминал, комедия
Режиссер: Кэти Янь
В ролях: Марго Робби, Джерни Смоллетт, Мэри Элизабет Уинстед, Рози Перес, Элла Джей Баско, Юэн Макгрегор и другие
Второй фильм после «Отряда самоубийц», посвященный полюбившейся всем Харли Квинн, которая своим безумием совершенно не уступает Джокеру. В новом фильме она, кстати, с ним рассталась. Вернее, когда в очередной раз лон ее выгнал, она больше не захотела ползти к нему на коленях, как делал это раньше много раз. Но когда слухи о том, что они больше не вместе, поползли по Готему, Харли пришлось ускорить поиски нового места в жизни: потеряв в лице Джокера надежную крышу, а значит и неприкосновенность, она вынуждена теперь убегать и скрываться от разного рода преступного элемента, которым успела насолить за время своих безнаказанных хулиганств под опекой могущественного любовника.
Фильм полон феминистских мотивов и тем, хоть и подаются они намеками. Так, Харли бросает Джокера, так как ей надоели эти токсичные отношения. Но мало этого: она спасает и таких же угнетенных подруг – Охотницу, Черную Канарейку, бывшего копа Рене Мантойя и юную карманницу Кассандру Кей. Прямым текстом в фильме этого не сказано, но становится понятно, что все они так или иначе подвергались насилию со стороны мужчин. Ну а как еще может быть в криминальном мире? Конечно же, за свободу приходится дорого платить, и теперь женский отряд Харли Квинн должен отстаивать свою независимость. Поэтому самое интересное в фильме – это, конечно же, экшен-сцены. Именно в них можно узнать характер «хищных птиц», так как каждая из них предпочитает свой стиль боя: стиль Харли основан на гимнастике; Охотница применяет броски через себя; Черная Канарейка надирает задницу противнику ногами, а Рене Мантойя обожает кулачный бой. Конечно же, эти потрясающие хулиганки дерутся легко и непринужденно, не забывая о мелочах – например, в самый ключевой момент битвы передать подруге резинку для волос.
По своему стилю и настроению этот фильм отличается от остальных картин киновселенной DC: он более безумный и безжалостный, и одновременно, более яркий, веселый и взбалмошный. Поэтому феминистские мотивы в фильме смотрятся, скорее, комично и гротескно. Ставили фильм малоизвестные сценарист и режиссер – обе женщины, за плечами у которых в лучшем случае по паре провальных проектов, а продюсером выступила сама Марго Робби, которая и занимает большую часть экранного времени. Повествование абсолютно разорвано, но по ходу сюжета набирает отличный ритм, и заканчивается вполне себе хорошим взрывом, оставляя послевкусие удовлетворенности. Тем более, что фильм очень украшает новый главный злодей Роман Сайонис – крестный отец Готема, нелепый мерзавец, идиот и нарцисс, меняющий парчовые пиджаки.
Побег из Претории
Великобритания, Австралия, США, ЮАР, 2020
Триллер, история
Режиссер: Фрэнсис Аннан
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Дэниэл Уэббер, Иэн Харт, Марк Леонард Винтер, Нэйтан Пейдж и другие
Наверное, каждый фильм, рассказывающий историю побега из тюрьмы, обречен на сравнение с «Побегом из Шоушенка». Однако «Побег из Претории» — фильм не о высокой морали и выборе человека, оно совсем о другом, хотя и эта сторона в нем тоже присутствует. Упор в фильме сделан на неординарную личность главного героя — борца с апартеидом в ЮАР 70-х годов прошлого века Тима Дженкина и придуманный им оригинальный способ побега из хорошо охраняемой тюрьмы с помощью деревянных копий тюремных ключей. Фильм основан на автобиографической книге реального Тима Дженкина, посвященной истории этого побега, который, кстати, присутствовал на съемках и консультировал съемочную группу.
Вообще, сама личность Тима Дженкина заслуживает того, чтобы о ней сняли фильм. Судя по всему, это человек большого интеллекта, умеющий креативно подойти к любой ситуации. Так, он разработал так называемые листовочные бомбы – конструкцию, напоминающую новогодний фейерверк и позволяющую распространять сотни листовок с призывами борьбы с апартеидом. Именно за это изобретение и его неоднократное использование он вместе со своим сообщником Стивеном Ли был приговорен к тюремному заключению на 12 лет. Однако террористы не захотели сидеть в тюрьме, несмотря на ее относительно комфортные условия, и решили совершить побег. Несмотря на то, что из этой тюрьмы никто никогда не убегал и она усиленно охранялась, Дженкин проявил смекалку и находчивость, придумав способ замены тюремных ключей деревянными подделками.
Сюжет фильма развивается довольно напряженно, главным героям реально сопереживаешь. Да и как не сопереживать? Молодые, находчивые, не теряющие присутствия духа ни в каких ситуациях, они готовы пожертвовать жизнью ради других, и не станут мириться с жизнью в заключении. В фильме много деталей тюремной жизни – режим дня, занятия заключенных, система охраны, отношения внутри тюремного социума. Дэниэл Рэдклиф с каждым своим новым образом в кино все дальше уходит от Гарри Поттера, не желая оставаться актером одной роли. Фильм получился одновременно и добротным триллером, и интересной экскурсией в реальное прошлое. Он будет интересен тем, кто любит кино о нестандартных людях, а также тем, кто интересуется мировой историей и в частности, историей апартеида.
Легенда о волках
Ирландия, Люксембург, Франция, США, Великобритания, 2020
Мультфильм, фэнтези, приключения, семейный
Режиссеры: Томм Мур, Росс Стюарт
В ролях (озвучка): Онор Нифси, Эва Уитакер, Шон Бин, Саймон Макберни, Томми Тирман и другие
Еще один анимационный фильм на тему древних кельтских легенд наряду с мультфильмами «Тайна Келлс» и «Песни моря» Томма Мура. Действие происходит в средневековой Ирландии. Британские власти под управлением Оливера Кромвеля пытаются подчинить метрополии маленькую, но гордую Ирландию. Ирландский город Килкенни одолевают волки, и Кромвель нанимает опытного английского охотника Билла Гудфеллоу для уничтожения волчьих стай. Билл вместе со своей дочерью Робин переезжает в Ирландию. Несмотря на строгий запрет отца, непоседливая Робин, которая хочет стать охотницей, однажды тайком выбирается в лес и встречает там девочку Мейв. В результате этого знакомства Робин узнает, кто такие волки на самом деле…
Это очень красивая анимация, поднимающая много важных вопросов – это и политика, и нравственность, и экология, и становление личности. Как и предыдущие мультфильмы, «Легенда о волках» построена на древних кельтских легендах. Но одновременно мультфильм рассказывает о реальных исторических событиях, которые губительным образом сказались на обеих странах: в покоренном городе ужасно чувствуют себя не только местные жители, но и англичане, которые приехали сюда на правах завоевателей. И все вместе они, городские жители, противостоят природе – это еще одна важная тема мультфильма.
Недаром главным саундтреком фильма стала песня Авроры «Бегущие с волками», в котором идет речь о пробуждении природного инстинкта в человеке. С первого взгляда, мультфильм рассчитан на детскую аудиторию, так как главные герои там – две маленькие девочки. Однако мультфильм поднимает темы, над которыми хорошо бы задуматься взрослым. А дети играют в нем роль новой волны, призванной смести все преграды на пути к новому мировоззрению.
Мультфильм сочетает в себе несколько стилей рисовки – прежде всего, это свойственная Муру стилизация под старые рисунки. Однако в картинке мультфильма можно увидеть и влияние Хаяо Миядзаки, и даже картин Винсента Ван Гога. Визуальный ряд мультфильма полон контрастов – город показан квадратным и серым, в то время, как в лесу все яркое, цветное, течет и волнуется, как речной поток. Благодаря такой контрастной картинке, мы как будто видим мир глазами городских жителей с их закостенелыми взглядами, и глазами лесных обитателей с их волшебством и чудом. И в результате каждый кадр мультфильма превращается в настоящее живописное полотно.